text

Непрерывное медицинское образование: вылечит ли новая система образования врачей российскую медицину?

  • 26 октября 2017
  • 583
Ректор Института косметологии, эстетической медицины и визажного искусства Дом Русской Косметики.
Ректор Института косметологии, эстетической медицины и визажного искусства Дом Русской Косметики.

Российские медики готовятся к полноформатному переходу на новую для нашей страны систему Непрерывного Медицинского Образования (НМО). Для части из них система де-юре уже стала обязательной.

Что такое – непрерывное медицинское обучение

Система затрагивает и косметологию: медицинским сестрам по косметологии и врачам-косметологам, как и остальным медикам, теперь надо повышать квалификацию по-новому.

Переходный период стартовал 1 января 2016 года и должен полностью завершиться 31 декабря 2025 года. Что изменится с введение системы НМО для медиков и их пациентов?

Минздрав предупреждает:

«Врач должен учиться всю жизнь» (министр здравоохранения В. Скворцова), а прежняя система повышения квалификации медиков и их допуска к профессии – устарела.

Непрерывное медицинское образование – это требование времени: когда технологии, новые препараты и подходы к лечению появляются так часто, что, по словам министра, «мало собирать медиков раз в 5 лет для продления их сертификатов».

Условному «врачу районной поликлиники», даже при желании, бывает сложно оторваться от бумаг и потока пациентов, чтобы посмотреть в будущее и настоящее своей профессии. У многих специалистов после прошедшей оптимизации здравоохранения элементарно нет на это времени.

Между тем, объём медицинской информации удваивается (!), в среднем, каждые 4 года.  И часто – это не теория, которая интересна учёным, а практика, применение которой могло бы спасти пациенту жизнь.

С введением в России системы НМО, моральная ответственность врача быть в курсе новейших достижений медицины будет поддержана и закреплена законодательно.

Сертификат специалиста: в чём недостатки

Сейчас медицинские работники обновляют знания и подтверждают свою квалификацию раз в 5 лет. На получение/продление сертификата специалиста, который даёт допуск к профессии, они «залпом» тратят в среднем 2 месяца (144 ак. часов), чтобы после ещё на 5 лет погрузиться в рутинный рабочий процесс. С редкими выходами на профильные семинары, по собственной инициативе.

Даже если специалист успеет за время учёбы узнать всё новое, что появилось по его специальности, у такого подхода есть два очевидных недостатка.

Первая проблема: медики получают знания неравномерно и часто формально, подгоняемые необходимостью продлить очередной сертификат специалиста.

Вторая проблема является следствием первой: между сертификациями знания успевают серьёзно устареть, а, значит, пациенты не получают максимально эффективную помощь/медицинскую услугу.

Что в итоге?

В итоге – слабая медицина.

Две трети россиян (65%) оценивают качество медицинских услуг в государственных клиниках, как низкое (опрос ВЦИОМ). Главные проблемы российского здравоохранения, по мнению населения – низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%).

По другой статистике (основанной на данных ФОМС), ещё несколько лет назад в каждом третьем случае лечения в России допускалась ошибка. 

Приводить подобные цифры можно долго.

Учиться всю жизнь

Исправить положение дел в отечественном здравоохранении призвана система Непрерывного медицинского образования (НМО). С одной стороны, она вынуждает врачей и медсестёр регулярно интересоваться достижениями современной медицины.

С другой – расширяет возможности медработников для последипломного образования, в том числе, добавляя к традиционному обучению – дистанционные и электронные формы.

Образовательный цикл с последующим подтверждением квалификации (аккредитацией) остался прежним – 5 лет. За это время специалисту нужно набрать не меньше 250 зачётных единиц (ЗЕТ), каждая из которых равна одному учебному часу. Учиться нужно регулярно, набирая не меньше 50 ЗЕТ ежегодно. То есть, если совсем усреднённо, учиться врачам нужно будет по одном часу в неделю. Всю профессиональную жизнь.

Для того, чтобы врачи физически смогли так часто посвящать время учёбе, к классическим аудиторным формам образования добавляются современные дистанционные и электронные (чтение профессиональной литературы с последующим ответом на контрольные вопросы). Таким образом, медики смогут учиться в удобное для них время.

В «зачёт» идут профильные мероприятия, семинары, тренинги – это повышает актуальность информации, которую медики получают в рамках образовательного цикла.

Разработаны мультимедийные электронные модули, с помощью которых можно увидеть, как происходят патологические процессы в организме, проследить ход операции. С помощью симуляционного обучения медики могут отработать медицинские задачи любой сложности.

НМО повышает оперативность, с которой информация доходит до врачей. В электронном виде, в формате вебинаров, семинаров и тренингов новые знания попадают в медицинские кабинеты быстрее, чем с помощью утверждённых учебных программ, которые часто не отвечают запросам практического здравоохранения.

Система непрерывного медицинского образования вводит понятие индивидуального плана развития. Когда специалисты учатся не по единой для всех программе, а набирают модули, актуальные именно для его специализации, карьеры и профессиональных интересов.

В целом, система НМО заявлена, как «современная, гибкая и удобная для врачей».

Возможно, вам будет интересно

Зарубежный опыт непрерывного образования врачей

Система непрерывного медицинского образования – это мировая практика, распространённая в большинстве развитых стран.

Так, в США системе НМО уже больше полувека. Процессом там управляет Американская Медицинская Ассоциация (АМА). Она разрабатывает требования к образованию для медиков, ведёт учёт пройденных ими учебных часов, выдаёт лицензии на право вести медицинскую деятельность, предлагает типовые учебные планы для различных специальностей и предоставляет полную информацию об образовательных мероприятиях.

Для проведения этих мероприятий в США аккредитованы более 600 организаций – так что конкуренция среди них высокая.

Постоянная учёба для врачей США, Канады, Европы – это уже привычный процесс, для которого созданы все условия и необходимость которого никем не оспаривается.

Как будет у нас?

Минздрав не скрывает, что не изобретает велосипед и переходит на международную систему. Для обучения врачей на территории РФ была переведена система электронных обучающих модулей от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED – издательства Британского общества врачей. Это доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики http://www.bmj.com/.

Но сможем ли мы также успешно перевести на русский – саму международную практику НМО?

Многие врачи противятся переменам – и надеются, что эксперимент будет признан неудачным и всё вернётся «на круги своя»: 144 часа раз в 5 лет.

Такие настроения можно понять: российские врачи и медсёстры и без того перегружены (особенно, после прошедшей оптимизации здравоохранения). Работа на 1,5-2 ставки, перегруженность бумажным документооборотом, нехватка медсестёр – не самые подходящие условия для полноценной учёбы (хоть очной, хоть дистанционной).

Учебных часов в 5-летнем образовательном цикле стало почти вдвое больше. Что будет с их ценой – не ясно. Ведь до американских 600-сот аккредитованных организаций российскому порталу НМО (http://edu.rosminzdrav.ru/) пока далеко. Допущенных в систему курсов – мало. Насколько сложно в российских реалиях, будет попасть в их число – не ясно. У тех, кто уже в списке, мало стимулов устанавливать на своё обучение низкие цены.

При запуске системы декларировалось, что образование должно быть бесплатным для врачей. Это означает, что основная финансовая нагрузка ляжет на бюджет (для государственных клиник) и частично работодателей (для частной медицины).

Частная медицина, включая клиники косметологии и салоны с медицинской лицензией, будет вынуждена заложить издержки на обучение сотрудников – в конечную стоимость своих услуг. То есть новую систему образования в итоге оплатят пациенты (налогами в бюджет или напрямую поставщикам услуг).

Впрочем, они же, пациенты, – и главные бенефициары перемен.

Непрерывный процесс последипломного образования, на различных программах и по индивидуальному плану, снижает риски формального подхода к повышению квалификации.

Международный опыт, который дистанционно станет доступен широким медицинским кругам; мультимедийные технологии – расширят профессиональный кругозор отечественных медиков. Важно, чтобы врачи были в курсе последних достижений медицинской теории и практики, а не назначали пациентам препараты и процедуры, которые он заучил со студенческой скамьи.

Понято, что для реализации многих современных тактик лечения часто, особенно в глубинке, будет не хватать нужной техники и лекарственных препаратов. Но это уже другая проблема, которая, вероятно, должна решаться в рамках какой-то другой программы Минздрава. Например, не только непрерывного, но и достаточного финансирования российского здравоохранения.

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и ПРОДОЛЖИТЕ ЧТЕНИЕ!

Это бесплатно и займёт 30 секунд.

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Не забудьте ПОДТВЕРДИТЬ регистрацию на почте
ХОЧУ ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.