text

Боязнь стоматологов у детей: как снимать стресс у пациентов и выстраивать работу врачей и медперсонала

  • 26 октября 2017
  • 154
Главный врач детской стоматологической клиники «Зубренок» (Москва)
Главный врач детской стоматологической клиники «Зубренок» (Москва)

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 98% населения земного шара страдают кариесом. Как итог – серьезные осложнения, возникающие в зубо-челюстной системе, и во всем организме в целом: разрушенные зубы – очаг хронической инфекции, ослабляющей иммунитет, нарушающей функционирование органов и систем. Но 73-89% людей не обращаются к врачу из-за страха, возникающего в детстве.

Введение в тему

Все врожденные пороки временных зубов проявляются в раннем возрасте (от 0 до 3-х лет), а на возраст от 3 до 6 лет приходится период расцвета их болезней. Именно в этот период, чаще всего, ребенок впервые посещает стоматолога. От того, насколько удачным окажется этот “первый приход”, зависит укрепление физического и сохранение психического здоровья ребенка. Уровень современного развития стоматологии помогает проводить большие объемы работы технически, но введение современных технологий лечения сдерживается актуальной для всего мира проблемой –  преодоления медицинских страхов у детей.

ИНТЕРЕСНО!
Порядка 81% детей испытывают боязнь любых стоматологических действий. Среди неконтактных и боязливых детей 11% не соглашаются или всякими способами уклоняются от лечения зубов. У 43% детей младшего школьного возраста отношение к лечению зубов может быть оценено как начальные проявления негативного; у 42% - как выраженное, но преодолимое негативное отношение, а у 5,5% детей, как непреодолимое негативное отношение, которое без специальных мероприятий по изменению психоэмоционального состояния ребенка не позволяет завершить  лечение.

Специалисты выбирают из детского контингента только тех, кто не вызывает затруднений в общении и лечении: для установления контакта с ребенком младшего возраста, от успеха которого зависит результат лечения, требуются значительное время и знания специальных психологических приемов. Так, в частных клиниках Москвы детей принимают не так много  клиник, и чаще всего – школьников и дошкольников, которые “хорошо сидят”, около половины  клиник принимают школьников старше 10 лет; многие клиники и вовсе не берут на лечение детей.

В государственных детских стоматологических поликлиниках, хотя и ведется прием пациентов по обращаемости, принцип, в большинстве случаев, остается тем же: малышей из разряда “не контактных” либо лечат «без гарантии», что зачастую неадекватно, либо отправляют для лечения под наркоз, либо рекомендуют немножко “подрасти”. Несмотря на высокую потребность детей в стоматологической помощи, оказать ее качественно и в полном объеме всем оказывается невозможно. 

Стоматофобия у детей и особенности работы с ней

Причины стоматофобии (боязни стоматологического лечения) разнообразны. Например:

  1. прошлый негативный опыт (неудачное, болезненное лечение зубов или вообще любое лечение)
  2. «заражение» эмоциями родителей (родители боятся лечить собственные зубы или к лечению своих зубов относятся спокойно, но очень переживают за лечение зубов ребенка)
  3. «заражение» эмоциями других детей (если ребенок, ожидая приема, видит плачущего сверстника, не желающего лечить зубы)
  4. страх неизвестности (ребенок не знает что будет твориться там, за дверью; почему жужжит машинка и что она будет делать во рту и т.д.)
  5. отсутствие теплого душевного контакта с выполняющим лечение взрослым, когда стоматолог не может расположить к себе маленького пациента, настроиться на его волну.

Если же попытаться увидеть окружающее глазами ребенка, осознать, что он чувствует, можно с успехом бороться с развитием стоматофобии, особенно у новичков.

  • Первым делом – чуткое и бережное отношение к внутреннему миру ребенка. Научиться этому можно, овладев базовыми знаниями по детской психофизиологии и опираясь на психологические установки, помогающие не растеряться в затруднительных ситуациях. Иными словами - элементарный психологический ликбез.
  • Умение работать с родителями, которым в ситуации лечения зубов у  их детей так же нужна психологическая помощь. Она может заключаться в ознакомлении с установками для родителей, которые будут приведены ниже.
  • Правильная организация работы – применение атравматичных методов лечения и новейших технологий, позволяющих избежать пугающих и болезненных процедур.

Основания боязни лечения зубов известны. Но не каждый ребенок испытывает этот страх. 

ИНТЕРЕСНО!
Существуют так называемые, «возрастные страхи». Согласно исследованиям, первые проявления боязни появляются у ребенка уже в самом раннем возрасте. В период с двух до трех лет репертуар детских страхов расширяется: в 2 года ребенок испытывает боязнь перед посещением врача, а с трех лет появляется страх темноты и одиночества. В 6-7 лет центральное место занимает страх смерти, а в 7-8 – страх смерти родителей. С 7 до 11 детей пугает вероятность «стать не тем», совершить что-то не так, не отвечать общепринятым правилам и нормам.

Соответственно, присутствие страхов у детей – это норма, однако когда страхов становится слишком много, можно говорить о повышенной тревожности ребенка. Тревожные дети особенно часто ощущают дискомфорт в кресле у врача.

Формировать отношения с такими детьми нужно с самого первого взаимодействия – еще в приемной. Потому крайне  важно установить зрительный контакт со своим будущим пациентом именно там, тепло ему улыбнуться и заговорить с ним. Таким способом можно показать малышу, что он - самый важный человек в этом здании.

Для достижения успеха в деле “завоевания доверия” у маленького пациента, врачу и его помощникам могут помочь следующие установки:

  • Нужно передавать теплоту и дружеское расположение в интонации и выражении лица; не стоит быть излишне строгим и сдержанным. Лицо должно быть живым, улыбчивым и передавать то, что нельзя передать словами.
  • Общение должно быть эмоционально окрашено, нудная речь опасна для этой беседы; старайтесь, чтобы ваш язык был доступен для понимания малыша.
  • Постарайтесь не перебивать речь малыша, не говорите с ним свысока, не пренебрегайте его словами и чувствами.
  • Хорошо, если у врача присутствует чувство юмора, и он умеет видеть смешное в том, что кажется смешным ребенку. Обращайтесь к юмору, где только возможно. Юмор привлекателен для ребенка. Он возбуждает его интерес и, кроме того, считается  эффективнейшим средством против напряженных состояний, тревоги и беспокойства. Только ни в коем случае не смейтесь над ребенком.
  • Ребенок, как и взрослый, требует конкретности, уважения и искренности.
  • Уберите из лексикона стоматологические слова “боль”, “игла”, “шприц”, “сверлить” и т.д. Вместо них подойдут взаимозаменяемые бытовые термины.
  • Не следует торопиться; критиковать ребенка за непослушание в присутствии родителей или других детей.
  • Надо постараться  не причинять неприятных ощущений и не приходить в экстаз по поводу мелких событий. Так же не стоит захваливать ребенка и повторять формальные фразы. Излишняя взволнованность может не соответствовать степени взволнованности ребенка, и он может перестать доверять врачу.

Возможно, вам будет интересно

Когда маленький пациент чувствует себя в безопасности

Ребенок ощущает себя комфортно с врачом, если врач способен чувствовать и понимать динамику мира ребенка, его эмоциональную экспрессию. Это становится возможным, если врач “центрирован на ребенке”, т.е. всем своим поведением сообщает ему:

  • Я здесь (я не отвлекаюсь. Я полностью здесь - физически, умственно и эмоционально);
  • Я слышу тебя (Я услышу и увижу все, что связано с ребенком: все, что высказано и что не высказано. Я хочу полностью слышать ребенка);
  • Я понимаю (Я хочу, чтобы ребенок знал: я понимаю, что он ощущает, переживает, и буду стремиться передать это понимание ребенку);
  • Мне не все равно (Мне действительно небезразличен он, как человек, и я хочу, чтобы ребенок это знал. Если я смогу в полной мере донести до него три первых послания, ребенок будет знать, что он мне небезразличен).
  • Я в значительной мере становлюсь сама собой, когда я в безопасности. Потому я предприму все усилия, чтобы рядом со мной малыш ощущал себя так же.

Не стоит забывать, что трудный ребенок будет противиться всем действиям врача, если он не проявит сдержанность. Подобно радиолокатору, дети «считывают» эмоциональный тон и соответствующим образом отвечают на скрытую агрессию, раздражение и замаскированное разочарование, также как на жизнерадостность и на удовлетворение врача.

Положительные оценки поведения ребенка при проведении лечения повышают тонус его нервной системы, способствуют эффективной работе.  

Секрет установления контакта с некоммуникабельным ребенком  – вербальная реакция на то, что он делает сейчас, или на те ощущения, которые испытывает. Общение нужно завершать жизнеутверждающе, чтобы снять возможные негативные эффекты, вызванные медицинскими процедурами.

Врач – это не сверхчеловек. Для него характерны нормальные, зачастую неконтролируемые, эмоциональные реакции и, если у него возникнет такая реакция, как злость или нетерпение, ребенок это поймет. Соответственно, действия, способные инициировать у стоматолога раздражение или тревогу, нужно гасить еще на этапе установления контакта. Для этого важно установить границы в общении – сказать, что ребенку можно делать, а что – нет. Чтобы запрет подействовал, нужно:

  • высказать его в безличной форме, уйдя от «Ты-высказываний», высказываний типа команд, приказов, распоряжений, оскорбляющих достоинство ребенка;
  • высказать его в словесной форме, ясной  и понятной для ребенка;
  • высказать запрет необходимо до, а не с момента нарушения правила;
  • требования и запреты не могут противоречить друг другу.

Не забывайте, что цель такой работы – это не решение психологических проблем и не коррекция поведения ребенка, а формирование отношений между врачом и маленьким пациентом, причем максимально естественных.

Формирование отношений с маленьким пациентом

Появление в любом медицинском учреждении может спровоцировать у ребенка страх и напряжение, поскольку он внезапно оказывается в незнакомой обстановке, где вынужден  проходить различные не совсем приятные процедуры. Известно, что переживания ребенка в период протекания любой из болезней не всегда бывают отреагированы: не каждый родитель расположен обсуждать с детьми причины заболевания, методы лечения, неприятные и болезненные ощущения, да и дети предпочитают не говорить об этом. В итоге переживания страха, страдания, вины остаются в памяти, сказываясь на психическом складе ребенка, определяя особенности его эмоционального реагирования и сложности развития в течение всей жизни.

Игровая терапия

По мнению игрового психотерапевта Голдена, игрушки имеют значение,  аналогичное значению скальпеля хирурга, для того, чтобы помочь детям покинуть больницу более здоровыми, чем они пришли в нее.

Игрушки в медицинском учреждении создают принимающую и неугрожающую обстановку, где ребенку дается возможность выражать свои страхи и тревоги в комфортной атмосфере символической игры. С помощью медицинских инструментов: шприца, маски, пинцета, а также кукол или зверей, дети знакомятся с медицинскими процедурами в процессе целенаправленной игры, тем самым уменьшая беспокойство, связанное с пребыванием в клинике. О чем невозможно сказать, то можно разыграть в манере, позволяющей ребенку двигаться в собственном темпе, который диктуется им же самим. В процессе разыгрывания пугающих переживаний дети научаются контролировать свои страхи, поскольку они контролируют и планируют их результаты.

С помощью кукол или зверушек дети говорят с нами, и в этот момент важно проявлять терпение и понимание по отношению к ним. Те игрушки, которые выбирает ребенок для своей игры, имеют прямое отношение к переживаниям, вызывающим тревогу. Игрушки – слова, а игра – естественный язык ребенка, она является средой для его самовыражения. В ответ на вопрос о том, уменьшает ли игра напряжение у детей, 35% родителей ответили «очень значительно», 47% - «в некоторой мере»; 18% не заметили каких-то изменений в уровне напряженности. Т.о., 80% родителей решили, что игрушки в стенах клиники, сопровождающие малыша на прием, влияют на снижение страхов и тревожности. Родителям также задавали вопрос: «Как вы чувствуете себя, когда ребенок играет?» 91% родителей сказали «менее напряженно» и 9% - «без изменений». В результате анализа тем, которые затрагивали дети в беседах до и после визита в медицинское учреждение, обнаружилось, что они говорили в два раза больше об игре, чем об ожидании и лечении, и почти в пять раз больше об игре, чем о боли.

Благодаря эффективности игровой терапии ее можно рекомендовать для применения в условиях медицинских учреждений, где дети часто испытывают значительный стресс, оказавшись в незнакомой и внушающей опасения обстановке, которой они не в состоянии управлять.

Например, с ребенком дошкольного возраста, который переживает и боится перешагнуть порог стоматологического кабинета, врач нашей клиники может поиграть в «доктора» с использованием кукол. Ребенок сам должен выбрать куклы для игры: «смелую» и «трусливую». Роли распределяются следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем они меняются ролями. Это позволяет ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний.

Для преодоления тревожности у дошкольника или младшего школьника можно использовать игру «Закорючки»:

техника игры способствует установлению контакта; улучшает взаимопонимание и помогает ребенку с высоким уровнем тревожности исследовать собственные чувства через рисунок в качестве метафоры, что позволяет сохранить безопасную дистанцию. Рисование закорючек помогает детскому стоматологу, проникнуть в существо проблемы, подняться до уровня связанных с нею чувств, разобраться в том, как ребенок организует внутренние страхи, и понять, насколько он зажимает или блокирует свои чувства. Участники делают ходы поочередно; требуется бумага, цветные маркеры или цветные карандаши. Сначала на листе бумаги взрослый рисует закорючку. Затем ребенок превращает закорючку в рисунок, говорит, что именно он нарисовал, и сочиняет об этом рассказ (Что это? Что произошло? Что произойдет потом?). Потом закорючку рисует ребенок и, уже взрослый превращает ее в рисунок, объясняет, что это и сочиняет по рисунку рассказ. Двусторонний процесс способствует развитию психотерапевтических отношений и позволяет врачу лучше узнать ребенка, а ребенок получает возможность расслабиться и выразить то, что он не может выразить никаким другим путем.

Работа с агрессивными детьми

Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Родители агрессивных детей сами бывают агрессивными, но не осознают этого. Как правило, с ними бывает трудно установить контакт. Таких родителей и детей можно познакомить с «Рецептами избавления от гнева». Детям можно предложить:

  1. используя «стаканчик для криков» высказать все свои отрицательные эмоции
  2. пускать мыльные пузыри
  3. полить цветы
  4. постучать карандашом по столу
  5. скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить
  6. быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его
  7. сделать из пластилина фигурку обидчика, а после - сломать ее.

Работа с гиперактивными детьми

Дети с повышенной и несвойственной для данного возраста невнимательностью, несобранностью, импульсивностью, двигательной активностью именуются сейчас «гиперактивными». Работая с таким ребенком, врачу нужно помнить, что целесообразно назначать их прием в первой половине дня, устраивать частые перерывы во время работы. Наставления для ребенка должны быть очень внятными и лаконичными (не более 10 слов). Эти дети часто манипулируют взрослыми, потому взрослому нужно стремиться оставаться спокойным.

Одна из слабых функций таких детей – неумение осуществлять мышечный контроль. Порой родители ощущают чувство вины за поведение гиперактивного ребенка, так что сначала им нужно тактично объяснить, что ребенок не виноват, он, как никто другой, требует внимания взрослых и чуткого отношения, поскольку чрезвычайно эмоционален и раним. Снять эмоциональное напряжение ребенка позволяют приятные тактильные ощущения – поглаживание, массаж и т.д., что врач и делает, чередуя их  со стоматологическими манипуляциями.

Работа с тревожными и замкнутыми детьми

Тревожные дети очень беспокойны. При коммуникации с ними важно установление визуального контакта. Такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

Застенчивые, тихие, замкнутые дети могут стать подлинным взрывом для врачей, желающих быстро достичь результата. Все усилия соблазнить, задобрить замкнутых детей или манипулировать ими таким образом, чтобы получить от них хоть какую-то реакцию или вовлечь их в какую-то деятельность с игровыми материалами, обычно наталкиваются на сопротивление и немедленно заканчиваются их победой. Замкнутые дети особенно чувствительны к таким усилиям и, кажется, твердо намерены оставаться на выбранной ими дороге бездействия. Они могут толковать борьбу, которую ведет врач, как отвержение, поскольку им кажется, что он очень старается изменить их.

В работе с такими детьми желательно использовать ненавязчивые методики, направленные на развитие коммуникативных склонностей детей и помнить о том, что ребенок имеет право на молчание. Этот момент не должен раздражать взрослых. Только спустя определенное время замкнутый ребенок почувствует себя свободно и начнет проявлять активность.

В заключение, хочется привести свод правил, которые помогают врачу выйти из затруднительной ситуации, сложившейся в ходе взаимодействия с ребенком. При любых обстоятельствах врачу нужно постараться:

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить другую, возможную в данный момент, деятельность.
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом: пошутить, повторить его действие.
  5. Ничего не запрещать в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить, но не заискивать!
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок, в противном случае он не услышит вас.
  8. Автоматически, нейтральным тоном, повторять многократно свою просьбу одними и теми же словами.
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает, но сделать это деликатно, с его согласия, чтобы не обидеть его в этот момент.
  10. Не читать нотаций, ребенок все равно их не слышит.

Итак, для того, чтобы быть эффективным педиатром, нужно усвоить

Простое правило:

Будьте чувствительны к миру ребенка

Только когда родители и медики, наполненные книжными знаниями, обратятся к пониманию детской души, станут немножко психологами, тогда медицинская помощь детям, в том числе и стоматологическая, станет по-настоящему эффективной. А мы, коллектив детской стоматологической клиники «Зубренок», продолжаем совершенствовать методы своего общения с нашими маленькими пациентами и их родителями, надеясь, что, в скором времени, так часто необходимое лечение заменит простая и полезная профилактика!

Мы в соцсетях
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.