text

Медицина: реализация частно-государственных проектов, модели сотрудничества, привлекательность бизнеса для инвестирования

  • 26 апреля 2018
  • 257
Юрист
Юрист Sparta Consulting Group.

Частно-государственные проекты в медицине сейчас оказываются чрезвычайно востребованной формой взаимодействия, во многом из-за того, что силами государства потребность в ряде медицинских услуг не закрыть. Разбираемся в нашем материале в вопросах ГЧП в медицине.

Модели частно-государственного сотрудничества в медицине

С каждым годом сотрудничество «публичного сектора» с инвесторами в области здравоохранения набирает всё большие и большие обороты. Фактически к такому развитию отношений подталкивает недостаток финансирования со стороны региональных бюджетов, высокий процент износа зданий, в которых расположены лечебные учреждения, и применяемого оборудования, низкий уровень оснащенности, качества оказываемых услуг и т.д. Институт государственно-частного партнерства (ГЧП) и частно-государственные проекты в медицине выступают достаточно эффективным инструментом преодоления обозначенных проблем.

В целом, законодательство РФ «предлагает» следующие схемы взаимодействия указанных субъектов: 

а) интеграция ресурсов двух сторон и распределение рисков взаимодействия по правилам Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224 – ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту «ФЗ – № 224»);

Данная форма частно-государственного альянса, на наш взгляд, является не столь востребованной в области медицины. Объясняется это прежде всего тем, что он направлен только на строительство и (или) реконструкцию объектов здравоохранения, исключая объединение в целях осуществления модернизации, капитального ремонта зданий и сооружений, что автоматически сужает круг объектов (подп. 1 п. 2 ст. 6 ФЗ № 224).

Закон предусматривает возникновение права собственности на создаваемый объект у частного партнера при условии превышения стоимости вложений над рыночной стоимостью передаваемого имущества, что, принимая во внимание «плачевное» состояние многих медицинских структур, не всегда является выгодным для государства (подп. 4 п. 2 ст. 6 ФЗ № 224).

ВАЖНО!
Предметом частно-государственно сотрудничества в медицине не могут быть объекты, которые на дату заключения соглашения находятся в хозяйственном ведении ГУП (МУП) или в оперативном управлении бюджетных учреждений (п. 5 ст. 7 ФЗ № 224). Реалии же таковы, что именно обозначенные объекты, в большинстве своем, требуют серьезных инвестиционных вложений.

Помимо вышеуказанных причин, немаловажным, с точки зрения непривлекательности ФЗ № 224 для частно-государственного партнерства в медицине, является ограничение, касающееся частного инвестора. Таковым может быть только российское юридическое лицо. Иностранные лица не имеют право напрямую участвовать в реализации соответствующих проектов.

б) заключение концессионного соглашения (Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115 – ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – «ФЗ № 115));

Эта модель «слияния» частного и государственного секторов до недавнего времени являлась наиболее востребованной в медицине. Мотивами тому служили положения закона:

  • о сохранении за публичным собственником (концедентом) своего вещного права на объект и передаче частному бизнесу (концессионеру) только лишь права временного владения и пользования им;
  • о необходимости включения в концессионное соглашение условия об осуществлении на протяжении определенного периода времени соответствующей деятельности (в частности, оказание медицинских услуг по программе ОМС в определенном количестве за год), что одновременно удовлетворяло и интересы государства (условие обеспечивало выполнение программы ОМС и повышение уровня медпомощи) и интересы бизнеса (заведомо «гарантировало» ежегодный объем выделяемых квот по программе ОМС в рамках частно-государственного взаимодействия в медицине);
  • не содержащие каких-либо ограничений в отношении объектов здравоохранения;
  • а также широкий, по сравнению с нормами ФЗ № 224, состав лиц, наделенных правом выступать в качестве концессионера, включая иностранных инвесторов, и т.д.

Однако 14 апреля текущего года вступили в силу существенные изменения, предусмотренные Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 63-ФЗ, которые значительно повлияли на возможность реализации в медицине механизмов частно-государственного партнерства. Теперь объекты здравоохранения, принадлежащие федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, смогут выступать предметом концессионного соглашения, если такое обременение будет снято до его заключения, и учреждение продолжит осуществлять закрепленные в его уставе виды деятельности, ее цели и предмет (п. 5 ст. 8 ФЗ № 115).

Представляется, что данное правило добавит сложностей при использовании модели концессионого частно-государственного сотрудничества в области медицины.

в) сдача объектов здравоохранения в аренду на длительный срок с условием проведения модернизации, капитального ремонта определенных зданий, сооружений;

Полагаем, данный вариант взаимодействия публичных и коммерческих структур в рамках частного и государственного взаимодействия в медицине является достаточно рискованным для последних. Так, в практике нередко приходится сталкиваться со случаями, когда после выполнения арендатором условий о проведении ремонтных работ и вложения денежных средств представителям частного бизнеса намеренно создавались условия для их «выживания с поля деятельности» (посредством затягивания либо препятствования сдаче-приемке выполненных работ, снижения комиссией по разработке территориальной программы ОМС объемов квот по ней либо отказа в целом в их выделении, несмотря на сохранение или увеличения количества обращающихся за такой медицинской помощью за год и т.д., что напрямую взаимосвязано с окупаемостью проекта).

г) выведение услуг обслуживающих подразделений (бухгалтерии, прачечной, юридического сопровождения, техническое обслуживание и ремонт оборудования и т.д.) на внешнее сопровождение «аутсорсинг»;

Данный вид частно-государственно взаимодействия в медицине, как правило, применяют в целях оптимизации затрат и/или качества сервиса, основываясь на здоровой рыночной конкуренции и потребности в определенной услуге. 

Ключевые факторы для инвестиционного интереса в рамках частно-государственного сотрудничества в медицине

При выборе коммерческой стороны и предлагаемого проекта частно-государственного партнерства в медицине ключевое значение имеют такие показатели, как:

  • нуждаемость соответствующего региона и его жителей в обозначенных видах медицинской помощи;
  • отсутствие достаточного объема бюджетных средств, необходимых для «выведения» объекта здравоохранения на современный высокотехнологичный уровень обслуживания граждан; 
  • исполнимость представленного проекта (оценивается техническая составляющая, объемы финансирования, юридические аспекты взаимодействия и иные), а также его сложность;
  • заинтересованность инвестора и его опыт участия в подобного рода мероприятиях;
  • распределение рисков между сторонами в рамках государственно-частного партнерства в медицине;
  • наличие «наработок» у публичного органа в использовании представленной модели ГЧП и иные.

Преимущество и особенности государственно-частного партнерства в медицине

Для государства это чаще всего выигрышный вариант построения отношений, поскольку позволяет при отсутствии собственных финансовых вложений «закрыть» сразу несколько важных вопросов:

  • привести в соответствие с нормативами санитарной гигиены состояние медицинских учреждений
  • заменить морально устаревшую и физически изношенную аппаратуру и оборудование, повысить степень оснащенности объекта здравоохранения, вывести на новый уровень качество оказываемых услуг и т.д.

Что касается второго участника государственно-частного партнерства в медицине – инвестора – то для него это участие в любом случае сопряжено с риском неоправданности «возлагаемых надежд» и денежных затрат, недостижения планируемой окупаемости проекта и т.д.

Хочется отметить, что успешность реализации частно-государственного проекта в медицине во многом зависит от грамотного подхода при выборе модели сотрудничества с учетом целей, преследуемых «частником» при осуществлении данной деятельности, поскольку каждый из способов контактирования имеет свою специфику, возможности и гарантии для коммерческого субъекта.  

Как уже было отмечено выше привлечение на конкурсной основе коммерческих компаний для выполнения роли и функций отдельных «упраздненных» структурных подразделений объекта здравоохранения также является одной из моделей сотрудничества государственно-частного партнерства в медицине, при этом она фактически не связана с ОМС. В основном, целью аутсорсинга является гармоничное сочетание интересов обеих сторон.

Однако нередким явлением в последнее время стало «злоупотребление» со стороны заказчиков работ, услуг, выражающееся в «недобросовестном» проведении отбора победителя конкурса, что фактически лишает возможности нормальной конкурентной борьбы как по цене работ, услуг, так и по качеству их выполнения/оказания, и ставит под вопрос выгодность такого сотрудничества для государства. Речь в данном случае идет об определении лица, выигравшего конкурс, на основании документации, разработанной под «заранее известного» исполнителя работ, услуг.

Для повышения эффективности реализации ГЧП в медицине следует отталкиваться от сложностей, с которыми приходится работать инвесторам. Поэтому, полагаем, можно внести такие корректировки:

  • внести изменения в структуру тарифа по ОМС в рамках ГЧП в медицине, поскольку его низкий уровень не обеспечивает покрытие капиталовложений коммерческой компании
  • в законодательстве РФ следует предусмотреть возможность осуществления частным лицом модернизации и капитального ремонта объекта здравоохранения с обязательным закреплением гарантийных обязательств публичной стороны
  • устанавливать срок действия договоров по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС не общий для всех – один год, а закрепить возможность определения специального срока для договоров, заключаемых в отношении услуг, оказываемых силами и средствами объекта инвестирования, в зависимости от срока реализации частно-государственного проекта в медицине
  • чаще осуществлять поддержку проектов посредством установления льготных ставок аренды земельного участка, льгот по уплате налога на имущество, субсидирования расходов инвесторов, возникающих при уплате процентов по целевым кредитам и т.д.
Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этой статьи, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • методики, проверенные на практике
  • правовая база
  • полезные подборки статей
  • участие и просмотр вебинаров

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Не забудьте подтвердить регистрацию на почте
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.