text

Постдипломное образование медицинских работников: как и чему учатся руководители в сфере здравоохранения

  • 10 сентября 2018
  • 82
Сооснователь Coursalytics.com, член Экспертного совета при Правительстве РФ
Консалтинговый и научный опыт включает руководство исследованиями Ward Howell Talent Equity Institute, исследовательские проекты в Центре изучения интернета и общества имени Беркмана

Помимо области знания и профессиональной сферы, современное здравоохранение – это, разумеется, еще и огромный рынок, который, по некоторым оценкам, приближается к 10 триллионам долларов в год. Среди участников этого рынка не только медицинские организации, но и фармацевтические компании, производители медицинского оборудования, медицинское страхование. Появление современного специализированного управленческого образования для этого рынка было только вопросом времени. Что сейчас включает в себя постдипломное образование медицинских работников – разбираемся.

Постдипломное образование медицинских работников: ситуация на рынке

В 2018 году почти в каждой ведущей современной бизнес-школе есть один или несколько курсов повышения квалификации для топ-менеджеров (executive education) по самой разнообразной тематике, направленных на руководителей медицинской сферы.

Это можно было бы назвать раздольем, если бы не сохраняющийся информационный разрыв между бизнес-образованием и требующимся постдипломным образованием медицинских работников и управленцев. Не имея полной картины существующих возможностей, управленцы в этой сфере часто выбирают далеко не то, что им оптимально подошло бы, и это характерно для любой страны, не только для России.

Executive Education – это следующий за MBA и Executive MBA этап бизнес-образования для современного управленца. Программы MBA появились в начале ХХ в. вслед за распространением массового промышленного производства. Первые программы Executive MBA появились, когда вернувшихся с фронта Второй Мировой войны офицеров – уже состоявшихся управленцев – нужно было быстро адаптировать к эффективному бизнес-управлению.

Тысячи существующих сегодня коротких (от 1-2 дней до 4-7 недель) преимущественно очных программ от сотен школ бизнеса, госуправления, права и многих других стали ответом на наступившую в конце ХХ в. эпоху непрерывных технологических и социальных изменений. Победившая в мире концепция образования в течение всей жизни (life-long learning) подразумевает постоянное повышение квалификации для любых высококвалифицированных специалистов: пилотов, операторов сложного оборудования, юристов, программистов. Исключение управленческих навыков из списка требующих постоянного развития было бы как минимум странным. 

Менеджмент в системе здравоохранения находится на пересечении прогрессирующей ежедневно медицинской науки, постоянно растущей рыночной отрасли и беспрерывно усложняющейся сферы государственного управления. Вряд ли стоит удивляться, что эта сфера является одной из самых динамично развивающихся во всем бизнес-образовании. Уже сейчас на мировом рынке есть не менее полутора сотен разнообразных программ для постдипломного образование медицинских работников, от нескольких десятков ведущих мировых провайдеров. В их число входят и Гарвардская бизнес-школа, и бизнес-школа Колумбийского университета, и новомодная мекка инновационного знания – Университет Сингулярность в Кремниевой Долине, и многие другие. Было бы странно, если бы престижные передовые медицинские школы также не приняли участие.

В одном только Гарварде, помимо бизнес-школы, независимо друг от друга короткие программы уровня executive, обеспечивающие постдипломное образование медицинских работников, предлагают и школа медицины, и школа здравоохранения, и некоторые другие. Тематическое разнообразие таких программ также постоянно расширяется: лидерство в медицине, инновации в медицине, специализированные знания, операционная эффективность, а также маркетинг и аналитика. 

Зачем медицинским работникам последипломное образование

  1. Удовлетворение срочной потребности – это задачи, связанные с текущим непосредственным управлением или вхождением в новую должность медицинского работника, что обеспечивает последипломное образование. Классический пример – это развитие лидерских навыков, как на уровне руководителя медицинского учреждения (пятидневная программа в Сингапурском университете менеджмента), так и на уровне молодых перспективных медиков или управленцев в сфере здравоохранения (шестидневная программа в берлинской бизнес-школе ESMT). В эту категорию попадают большинство общеуправленческих программ для медицинских руководителей от кембриджской бизнес-школы до бизнес-школы Шулик в Торонто. Однако сюда же можно отнести и пятидневную программу по бережливому управлению в медицине в инженерной школе университета Мичигана.
  2. Подрывные инновации – это, напротив, самое долгосрочное мышление, способ увидеть большую картину. Программы из этой категории позволят осознать уже происходящие или предстоящие в скором времени технологические и социальные изменения, которые трансформируют как минимум некоторые аспекты индустрии и перевернут часть традиционных бизнес-моделей. Классические примеры включают Uber для индустрии такси или AirBnB для отельного бизнеса. В медицине такие изменения происходят и будут происходить, и многие программы по повышению квалификации главных врачей направлены на их изучение. От бельгийской школы Влерик и Копенгагенской бизнес-школы до бизнес-школы университета Дюка и легендарной программы по «экспоненциональной медицине» университета Сингулярность.
  3. Расширение операционных знаний – улучшение – это развитие знаний в актуальных для медицинского управления сферах. Короткие (2-4 дня) программы на самые разные узко специальные темы, как противодействие ожирению, особенности спортивной медицины, медицина трансгендеров и многие другие, предсказуемо обычно проходят в медицинских школах. Но отдельные программы на стыке бизнес-знаний и знаний в сфере медицины могут проходить и в школах бизнеса и полезны для повышения квалификации главных врачец. Например, программа по медицинскому маркетингу в бизнес-школе Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе или трехдневный курс по универсально актуальной цифровизации медицины в бизнес-школе Колумбийского университета.
  4. Долгосрочное развитие навыков – это понимание и освоение навыков, которые могут быть опережающими свое время в текущем контексте, но не теряющими от этого свою актуальность, что отвечает потребностям обучения менеджменту в системе здравоохранения. Например, в Гарвардской медицинской школе есть трехдневный курс по тому, как писать и публиковать тексты на медицинскую тематику, в том числе в социальных сетях, а в школе бизнеса того же университета есть курс по оценке экономической эффективности медицинских услуг, причем как с точки зрения медицинских работников, так и с точки зрения пациентов, что несомненно пригодится в рамках повышения квалификации главных врачей. В российском контексте еще одним примером навыков из этой категории могут программы женского лидерства. Большинство из таких программ направлены на помощь участникам в развитии, несмотря на менее благоприятный контекст, умение идентифицировать и пресекать токсичные поведенческие паттерны, научение развитию других. Как любой другой управленческий тренд, однозначно захвативший ведущие страны мира, в Россию он тоже неминуемо придет. Программы на эту тему в медицину есть, например, в Гарвардской школе здравоохранения.

Программы по менеджменту в системе здравоохранения - кому они подходят

Спектр участников программ по менеджменту в системе здравоохранения такого уровня включает как руководящих работников медицинских учреждений со всего мира, так и работников из регулирующих структур, страховых компаний, фарм-компаний и производителей оборудования. Но дизайн программ делает их непохожими на отраслевые конференции или тем более оплачиваемые производителями рецептурных препаратов конференции на курортах. Это интерактивная совместная работа, которая позволяет участникам активно вовлекаться и обретать новые знания, навыки и заряд энергии, а не отбывать номер с целью обменяться визитками или зачитать доклад, который будет слушать пять-семи участников на конференции из трех тысяч человек. 

Стоимость программ по менеджменту в сфере здравоохранения для современных управленцев очень сильно варьируется и зависит преимущественно от бренда школы. Но даже и здесь бывают «скрытые сокровища», как, например, программа по инновациям в здравоохранении в ИНСЕАДе, которая бесплатна для прошедших всемирный конкурс участников из государственных или некоммерческих структур отрасли. Несмотря на всемирный бум, количество российских участников таких программ остается все еще очень ограниченным, но хочется верить, что и этот ресурс развития медицинского сектора в России скоро будет задействован пропорционально задачам развития отрасли.

Мы в соцсетях
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.