text

Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития

  • 1 октября 2018
  • 69
http://ugranow.ru/2016/09/21/
http://ugranow.ru/2016/09/21/

Модернизация российского здравоохранения, по замыслу правительства, должна значительно облегчить работу как частных, так и государственных клиник. В первую очередь это касается регионов, где медицинская инфраструктура еще не слишком развита. Как идет применение программы модернизации здравоохранения на практике - рассказывают наши эксперты.

Модернизация системы здравоохранения продвигается медленнее, чем хотелось бы

Сысоева Наталья, президент АНО "Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки", главный врач и штатный судебно-медицинский эксперт

Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития

О компании. Задача Санкт-Петербургского института независимой экспертизы и оценки — оказание содействия представителям правоохранительных органов и частным лицам в рамках проведения независимой экспертизы и оценки, а также оказание юридической и адвокатской помощи.

Программа модернизации здравоохранения РФ введена Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ.

Данная программа разрабатывалась для улучшения качества и повышения доступности медпомощи всему населению России. Основные направления внедрения программы модернизации здравоохранения:

  • улучшение технического оснащения медицинских учреждений, оказывающих помощь населению;
  • перевод документооборота в цифровую форму;
  • внедрение телемедицины, в том числе для дистантной медицинской помощи в отдаленных уголках России, где не всегда имеются нужные специалисты;
  • разработка необходимого набора диагностических и лечебно-реабилитационных процедур в рамках стандартов оказания медпомощи при различных заболеваниях для унификации оказания медпомощи вне зависимости от места проживания человека.

Среди основных направлений внедрения программы модернизации здравоохранения РФ считается улучшение качества оказания медпомощи людям с целью сохранения их здоровья и продления профессионального долголетия. Идея с введением модернизации российского здравоохранения была актуальной и своевременной, однако ее реализация на практике столкнулась с рядом сложностей:

  • многие специалисты оказались не готовы к реализации программы модернизации здравоохранения, как в силу относительно низкой компьютерной грамотности (а переподготовки специалистов не запланированы, да и попросту некому будет работать тогда на местах), так и в силу инерции и дополнительной нагрузки в виде еще и заполнения электронных документов, наряду с бумажными;
  • отсутствует современная аппаратура для полноценной реализации программы модернизации здравоохранения со специалистами, которые могли бы ее обслуживать в рабочем режиме;
  • не везде возможен четкий прием информации при реализации телемедицины;
  • возникают этические проблемы с реализацией программы модернизации здравоохранения, связанные с отсутствием непосредственного контакта больного со специалистом, и появление возможности нового отклонения состояния здоровья пациента в виде техногенной ятрогении, которая до сих пор не исследована.

Кроме того, каждый человек уникален, и не все возможно унифицировать в плане разработки диагностических и лечебно-реабилитационных процедур в рамках стандартов оказания медпомощи при различных заболеваниях.

В целом модернизация системы здравоохранения только начинает реализовываться на практике, причем с большими трудностями и торможениями.

Программа модернизации здравоохранения РФ - перспективы развития

Юлия Петрищева, финансовый директор по фармацевтическим проектам IPT Group.

Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития

О компании. IPT Group оказывает консалтинговые услуги в юридической и финансовой сфере.

Под отечественным здравоохранением всегда подразумевался комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер, цель которых - на сохранение и улучшение здоровья общества. Глобальный современный тренд на модернизацию российского здравоохранения обуславливает и качественно новое представление о здравоохранении, с точки зрения его понимания, как целостной и сложной системы социально-экономических взаимоотношений, формирующей не только необходимые, но и достаточные условия для охраны, непрерывного улучшения и гарантий качества жизнедеятельности. При этом, интерес к здоровью нации – как со стороны государства, профессиональных участников медицинского сообщества, так и со стороны каждого ее представителя – неуклонно растет и структурно усложняется: состояние здоровья населения – важнейшее условие благополучия и процветания любой нации.

С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал, помимо своего влияния на темпы развития ключевых для страны показателей, имеют сравнительно высокую доходность и уже поэтому необходимы. Приоритет формирования системы здравоохранения с учетом требований программы модернизации здравоохранения РФ и внедрения инноваций объективно заложен при разработке и реализации "Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года". Соответственно, акцент на актуальное прежде техническое производство постепенно смещается на такие в традиционном понимании «социальные» сферы, как здравоохранение и образование. В чем причина? Этому «социально обусловленному» решению предшествовал довольно продолжительный и негативный с точки зрения ухудшения демографических показателей в РФ переходный период, который неизбежно привел к трансформации прежней модели здравоохранения. По данным статистики, в период с 1992 по 2010 годы убыль населения России составила свыше 13,1 млн. человек. Ключевой причиной подобных последствий явился тот факт, что практически поколение наших сограждан жило в парадигме «потребления государственных услуг», а ответственность за состояние здоровья нации в целом при этом возлагалась непосредственно на систему здравоохранения. Новые требования к здравоохранению, с учетом ключевых факторов программы модернизации здравоохранения и внедрения новых  технических решений, объективно формируют и меры, направленные на предупреждение возможных итогов демографического кризиса, в частности, на развитие медицины, как системы гарантий населению и системы контроля соблюдения уровня качества данных гарантий.

Переходя к основным направлениям программы модернизации здравоохранения РФ, можно обобщить, что  все подразумевающиеся задачи  по модернизации российского здравоохранения вполне объединяются в три основных вектора. Итак, приоритетными направлениями программы модернизации здравоохранения являются:

  1. увеличение эффективности деятельности имеющихся служб и функционалов (в том числе - приоритета профилактики охраны здоровья и развития первичной медпомощи, увеличение эффективности оказания высокотехнологичной медпомощи (ВМП) и скорой помощи, достижение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере медпомощи и заботы о здоровье, обеспечение развития сферы реабилитации);
  2. развитие инноваций в имеющихся  медструктурах (в том числе – внедрение и развитие инновационных методов по диагностике, профилактике и лечению в сфере персонализированной медицины, обеспечение доступа к паллиативной медицинской помощи нуждающимся пациентам, страдающим неизлечимыми заболеваниями);
  3. решение проблемы дефицита врачебных кадров и ресурсов в медицине.

К главным проблемам на пути системного развития проекта модернизации здравоохранения с трендом на инновации – возможно отнести также три ключевые:

  1. кадровые проблемы в системе здравоохранения - такие, как нехватка или недостаток квалифицированных кадров (экспертно, показатель оценивается на уровне около 13-15%%), наличие проблем (в том числе – структурных) в кадровой политике клиник, в частности, низкий уровень зарплаты, условия работы и т.д. (10-13%%) и низкокачественная подготовка современных медкадров (10,5-12%%);
  2. сниженные влияние и контроль управления (17,5-20%%);
  3. дефицитное финансирование системы здравоохранения (10-13%%).

Условия достижения эффекта от проекта модернизации здравоохранения

Безусловно, формирующийся глобальный запрос на улучшение качеств жизни с точки зрения здравоохранения требует создания адекватных методов диагностики и лечения, неинвазивных надежных экспресс-технологий мониторинга пациентов в домашних условиях, получения дистанционных медуслуг, характеризующихся комплексной профнаправленностью, безопасностью и высокой эффективностью.
Экспертно, к основным направлениям программы модернизации здравоохранения РФ, формирующим систему конкурентоспособных товаров (работ, услуг) в современном здравоохранениии, в первую очередь, относятся:

  • развитие технологий персонифицированной медпомощи, позволяющих индивидуализировать диагностические процессы, обеспечить узконаправленное медикаментозное или иное терапевтическое воздействие, что значительно усилит эффективность лечения и, с экономической точки зрения, будет эффективным благодаря сокращению затрат на лечение;
  • распространение современных "умных" лекарственных средств (ЛС), эффективность которых модулируется либо их окружением, либо специализированными компонентами непосредственно препарата, направленными на повышение его эффективности, специфичности и точности локализации;
  • применение методов неинвазивной ("безхирургической", "малотравматичной") диагностики;
  • создание систем мониторинга и постоянного слежения за определенными целевыми группами больных и /или определенными группами диагнозов для оказания своевременной помощи в критических состояниях;
  • обеспечение оказания паллиативной помощи населению Российской Федерации (помощь неизлечимо больным пациентам).

Эти основные направления программы модернизации здравоохранения РФ позволят обеспечить «мобилизационный» сценарий развития отечественного здравоохранения, а также помогут эффективнее воздействовать на снижение заболеваемости и смертности населения от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов (диабет и проч.).

По сути, анализируемый сценарий конкурентоспособного развития системы отечественного здравоохранения предполагает изменение существующей модели управления, привлечение частных инвестиций и развитие принципов конкуренции всех производителей услуг и ресурсов отрасли. Намеченные перспективы по импортозамещению на рынках услуг требуют изменений региональных подходов к размещению государственных закупок.

Конкурентоспособная модель государственно-частного партнерства в здравоохранении связана с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, значимо превосходящими среднерыночные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, недостаточной эффективностью механизмов координации усилий.

О реальных мерах, которые смогут стимулировать развитие модернизации системы здравоохранения

Какие основные направления модернизации здравоохранения РФ можно считать наиболее важными при модернизации российского здравоохранения? Что может реально повысить качество и/или доступность медицинских услуг для населения?

Некоторые из них привожу ниже:

  1. Перевод медицинских работников на "эффективный контракт", создание стимулов для работы медицинского персонала;
  2. Развитие фундаментальной науки в таких отраслях, как доказательная медицина, биостатистика, фармакоэкономика, экономический анализ с привлечением экспертов и преподавателей (в том числе – международный опыт);
  3. Регулярный пересмотр и адаптация системы индикаторов и KPIs, отражающих реальное состояние дел в сфере здравоохранения (показатели продолжительности жизни, смертности населения поставлены в один ряд с показателем средней заработной платы врачей);
  4. Развитие санаторного лечения, в том числе – детское санаторное лечение и профилактика;
  5. Разработка научно-обоснованной (экономически обоснованной) методологии оценки эффективности расходования средств;
  6. Создание системы независимой экспертизы при принятии решений, связанных с бюджетными расходами;
  7. Развитие предпринимательских и инвестиционных программ, направленных на развитие сферы здравоохранения и ключевых ее направлений;
  8. Преобразование диспансеризации в действующие программы профилактики неинфекционных и инфекционных заболеваний;
  9. Совершенствование механизма возмещения стоимости лекарственных препаратов и связанных с ЛП платежей;
  10. Включение сферы производства медикаментов в предмет надзора за обращением лекарственных средств;
  11. Включение в систему индикаторов показателей, на которые опирается ВОЗ при составлении рейтингов.

Кроме того, в процессе развития программы модернизации российского здравоохранения необходимо обратить внимание на такие сферы, как:

  • внедрение механизма реального медицинского страхования;
  • факторы управления нагрузкой медицинских специалистов (перегрузки и переработки врачами);
  • ориентация медицины на подготовку высококвалифицированных специалистов, а не на покупку оборудования и пересмотр системы взаимодействия ОМС и учреждения здравоохранения;
  • пересмотр отраслевых норм времени приема одного пациента врачом;
  • повышение престижа и организации поликлинической помощи;
  • решение вопросов нехватки квалифицированных медицинских работников;
  • увеличение государственного финансирования отрасли;
  • системное повышение управленческой грамотности руководителей.

Таким образом, помимо существующих проблем, налицо и ряд перспективных возможностей повышения эффективности здравоохранения, достижимого через систему программы модернизации здравоохранения. При этом, профессиональные мнения экспертов открывают достаточно широкий спектр направлений приоритетов, на которые возможно обратить внимание при выработке ключевых решений в области развития здравоохранения.

Резюмирую: каждое из приведенных направлений должно быть неразрывно связано друг с другом, а также сопровождаться действенными финансовыми, экономическими, медицинскими, управленческими механизмами и инструментами, которые в результате позволят сформировать требуемый системный подход к развитию основных направлений программы модернизации здравоохранения РФ.

Главная задача программы модернизации здравоохранения - сохранение качества услуг и снижение накладных расходов

Константин Суслов, основатель, владелец и генеральный директор Группы Компаний ХОСТ.

Программа модернизации российского здравоохранения: основные направления развития

О компании. Группа Компаний ХОСТ разрабатывает системные IT-решения для финансовых организаций, промышленных и топливно-энергетических предприятий, органов государственной власти и здравоохранения.

Период насыщения медицинским оборудованием уже прошел, и сегодня основными факторами успеха, необходимого для реализации проекта модернизации российского здравоохранения, стали медицинские знания врачей и управленческие технологии руководителей клиник.

Как снизить себестоимость медицинских услуг в ходе модернизации российского здравоохранения? В Израиле на телемедицину приходится 25% всех обращений. В Великобритании готовится законопроект, где перед записью на прием пациент должен обязательно пройти опрос по самочувствию в симптом-чекере – вариации чат-бота. И сделано это не в угоду прихоти, а в угоду экономии.

В себестоимости услуги большая часть расходов связана с заработной платой врача. Снизить ее ввиду сильной конкуренции нельзя, значит, решение проблемы в том, чтобы врач за прежнее время и деньги принимал большее количество пациентов.

С января 2018 года закон «О телемедицине», ставший фундаментом основных направлений программы модернизации здравоохранения РФ, разрешил в России четыре вида взаимодействия врача и пациента:

  1. Очный прием;
  2. Аудио-видеоконсультация онлайн;
  3. Отложенные консультации – обмен сообщениями и документами в мессенджере;
  4. Решение справочных и организационных вопросов с чат-ботом (получение анализов, запись на прием, уточнение по лекарствам, сбор анамнеза).

За один час врач может провести:

  1. 2-4 очных приема, в том числе увеличив число приемов за счет использования чат-ботов для сбора анамнеза и искусственного интеллекта для поддержки принятия врачебных решений;
  2. 2-6 аудио-видеоконсультаций;
  3. 8 отложенных консультаций в чате за счет одновременного общения с несколькими пациентами.

И за тот же час без участия врача клиника может провести бесконечное число консультаций через чат-бот.

Мы в соцсетях
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.