Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ: применение, внедрение, противоречия

  • 16 ноября 2018
  • 134
Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ: применение, внедрение, противоречия
https://ru.freepik.com

Основное назначение клинических рекомендаций Министерства здравоохранения РФ – это регулирование вопросов оказания медицинской помощи. Разработка и утверждение рекомендаций проводится специалистами некоммерческих структур в сфере здравоохранения (ч.2 ст. 76 закон №323). Рекомендации, разработанные Минздравом, - это база для разработки критериев оценки качества медпомощи по группам заболеваний (ч.2 ст.64 закона №323). Разбираемся в статье, как применяются и внедряются клинические рекомендации, а также какие требования к их применению необходимо соблюдать.

Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ

Разработанные и утвержденные профессиональными медицинскими сообществами, клинические рекомендации имеют в своей основе доказанный клинический опыт. В этих документах перечислены действия врачей по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике заболеваний. Клинические рекомендации становятся помощником в принятии решений, они описывают типы, объем и критерии качества оказания медицинской услуги пациенту при соответствующем заболевании и согласно моделям пациентов.  

Возврат денег за лечение зубов: как клинике выстроить стратегию защиты от претензии пациента

Минимальный процент систематических ошибок исследования является отличительной особенностью грамотной клинической информации. Значимый показатель – в какой мере анализируемое воздействие влияет на критически важный для пациента клинический исход, сохраняя при этом малую вероятность побочных эффектов и небольшую стоимость.

Тактика ведения пациента ложится в основу формирования модели пациентов: 

  • нозологическая единица;
  • возраст;
  • стадия заболевания;
  • фаза заболевания;
  • осложнения;
  • стратификационный риск;
  • тип медицинской помощи;
  • условия оказания медицинской помощи;
  • форма оказания медицинской помощи, код по МКБ-10.

Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ выкладываются в Федеральной электронной медицинской библиотеке (femb.ru) и находятся в открытом доступе. Они группируются согласно определенному методу, с учетом требований мировых стандартов и удобства использования.

Зачем внедрять федеральные клинические рекомендации

Врач, оказывая пациенту медицинскую помощь, действует, опираясь на федеральные клинические рекомендации. Разберемся, каковы цели внедрения федеральных клинических рекомендаций.

  • повышение качества медуслуги и квалификации врачебного персонала;
  • оптимизация использования ресурсов клиники. При этом достигается такой результат в достаточно небольшие сроки и с минимумом трат;
  • использование более действенных и безопасных технологий, включая лекарственные препараты;
  • снижение числа необоснованных медицинских вмешательств;
  • стандартизация подхода к процедурам диагностики и лечения.

Назначение клинических рекомендаций (протоколов лечения)

Клинические рекомендации Минздрава России (протоколы лечения) выполняют ряд функций:

  • предоставление инструмента, обеспечивающего только эффективные вмешательства, снижение количества врачебных ошибок;
  • формирование стандартов обследования и лечения, создание инструментов для оценки качества медицинских услуг;
  • создание основы для разработки стандартов медицинской помощи и прогнозирования расходов на диагностические и лечебные мероприятия.

Утвержденные клинические рекомендации Минздрава России:

  • дают максимальный объем данных о преимуществах и возможностях различных методов и медицинских вмешательств;
  • гарантируют последовательность информации;
  • обеспечивают объективность сведений;
  • опираются на самую актуальную научную информацию;
  • акцентируют внимание врача на практическое применение результатов исследований.

Критерии для оценки качества оказания медицинских услуг

Для систематизации критериев оценки качества медпомощи используются группы заболеваний или состояний, указанных в стандартах и клинических рекомендациях Минздрава РФ (протоколах лечения). Данные критерии одобряются Минздравом России (ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Они устанавливаются для нозологических групп согласно классификатору МКБ-10.

Удобная автоматизация частной клиники - здесь

Например, критерии оценки качества соответствующей медпомощи пациентам, страдающим острым аппендицитом из числа взрослого населения (код по МКБ-10: K35).

 Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ: применение, внедрение, противоречия

В соответствии с Приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н сформированы критерии оценки качества медпомощи:

  • по группам заболеваний (состояний);
  • по условиям оказания медицинских услуг (амбулаторий, стационар).

Если соответствующих клинических рекомендаций нет, оценка качества проводится на основе сложившейся практики.

Классификация индикаторов оценки качества медицинских услуг

Есть три типа индикаторов оценки качества медпомощи.

 Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ: применение, внедрение, противоречия

 


Программа государственных гарантий в рамках ОМС установила критерии качества оказания медпомощи. Целевые показатели критериев доступности и качества помощи формируются уже на уровне ТФОМС. Они актуальны для всех клиник, занесенных в данный реестр. Штрафы, которые грозят клинике при несоблюдении установленных критериев для каждого медицинского учреждения формируются согласно договору на предоставление и оплату медицинских услуг по ОМС между клиникой и страховой организацией (ст. 39 Федерального закона от 29 октября 2010 г. № 326-ФЗ).


Чем грозит клинике несоблюдение клинических рекомендаций Минздрав РФ

Проводимая с лета 2015 года экспертиза качества медицинских услуг оценивает соответствие оказанной медуслуги клиническим рекомендациям (протоколам лечения). Несоблюдение требований клинических рекомендаций Минздрава РФ считается дефектом медуслуги. В дальнейшем это приведет к отказу от оплаты медицинской услуги либо снижению этой суммы, а также к штрафным санкциям.

Соблюдение медицинским учреждением клинических рекомендаций Министерства здравоохранения РФ не снимает индивидуальной ответственности каждого врача при принятии решений. Врач берет в расчет все сведения, предоставленные ему пациентом, его родственником или законным представителем. Помимо этого, врач учитывает рекомендации, касающиеся назначения лекарственных средств, использования соответствующей медтехники.

Правовой статус национальных клинических рекомендаций


Павел Торубаров, cпециалист по правовым вопросам в области медицины.
Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ: применение, внедрение, противоречия
Об эксперте. Врач, сердечно-сосудистый хирург. Магистр юриспруденции

Правовой статус национальных клинических рекомендаций до настоящего времени окончательно не установлен, как нет, по сути, и единого определения клинических рекомендаций. Различные авторы по-разному трактуют этот термин, но сходятся во мнении, что под клиническими рекомендациями предполагаются систематически разрабатываемые документы по определенным нозологиям, позволяющие врачу следовать определенному алгоритму в диагностике и лечении. 

Недавно сформирован законопроект, который касается корректировок в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 ФЗ от 21.11.2011 г. (далее – Закон). В нем дается такое определение понятия: «документы, содержащие основанную на доказанном клиническом опыте информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, включая описание последовательности действий медицинского работника, схем диагностики и лечения в зависимости от течения заболевания или состояния, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты лечения». 

Как бы там ни было, национальные клинические рекомендации (протоколы лечения) уже есть, и врачи им должны следовать, несмотря на всю правовую неопределенность. По какой причине? 

Согласно положениям ст. 37 Закона медицинская помощь в РФ оказывается, основываясь на порядки (обязательные для применения любыми клиниками на территории РФ) предоставления медицинской помощи и на основании стандартов медицинской помощи (кроме фактов лечения в рамках клинической апробации). Порядки и стандарты должны быть одобрены Минздравом. Соответственно, Законом введены два документа, обязательные для исполнения – стандарты и порядки. Ни о каких клинических рекомендациях Закон не говорит. 

Так же в ст. 10 указано, что доступность и качество медицинской услуги обеспечиваются, в том числе, применением порядков и стандартов оказания медицинской помощи. О клинических рекомендациях ничего не упоминается. 

На данную ситуацию указывает и ст. 79 Закона, где медицинское предприятие обязано организовывать и осуществлять медицинскую деятельность с учетом законодательных и прочих нормативных правовых актов РФ. И опять-таки, ни о каких национальных клинических рекомендациях тут не упомянуто. Однако, присутствует понятие «иной нормативный правовой акт РФ». Клинические рекомендации к данным документам не относятся, поскольку принимаются они не уполномоченным органом исполнительной власти, а профессиональными некоммерческими сообществами (п.2 ст. 76 Закона). Соответственно, у них отсутствует обязательный для соблюдения статус. 

Между тем, все клинические разборы, по крайней мере, в клиниках, ссылаются именно на клинических рекомендациях. То есть врач, нарушивший принятые клинические рекомендации, что повлекло за собой вред здоровью пациенту, получит серьезное внушение от начальства. Только ли от начальства? 

Оказывается – нет. В ст. 64 критерии оценки качества медицинской услуги группируются по типам заболеваний или состояний на основе порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и (внимание!) клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. По сути, оценка качества медицинской помощи, играющая немаловажную роль и при квалификации действий врача при уголовном преследовании, проводится с учетом клинических рекомендаций, не имеющих определенного правового статуса. 

Сложившаяся ситуация, мягко говоря, странная. С одной стороны - есть документ, не имеющий правового статуса, с другой стороны – на основании этого документа оценивается правильность действий врача.  

То есть, принятия закона, уравнивающего порядки и стандартами оказания медицинской помощи с клиническими рекомендациями, безусловно, пойдет на пользу системе, внеся правовую определенность в смешение порядков, рекомендаций и стандартов. Вместе с тем, врача, загнанного в жесткие рамки протоколов лечения, еще больше ограничат в поиске оптимального варианта лечения конкретного больного. 

Рекомендации по теме
Мы в соцсетях
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или вы можете войти через соц. сеть
Присоединиться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.