Директор клиники

Междисциплинарная медицина: пример взаимодействия стоматолога и педиатра в работе детской стоматологии

  • 18 февраля 2019
  • 156
Главный врач детской стоматологической клиники «Зубренок» (Москва)
Главный врач детской стоматологической клиники «Зубренок» (Москва)

Разбираемся, как на практике реализуется внедрение принципов междисциплинарной медицины, как выстраивать эффективное междисциплинарное взаимодействие стоматолога и педиатра, чтобы повысить качество медицинской помощи.

Значимость междисциплинарной медицины

Лечить заболевания зубов, и вообще полости рта, в отрыве от понимания того, что происходит в организме и в чем причина происходящего, было бы абсолютно неправильно. Именно поэтому столь значима практика междисциплинарной медицины. Состояние полости рта – часть разнообразных процессов, протекающих в организме – обмена веществ, функции желез внутренней секреции; работы органов системы кровообращения и т.д. В теории, стоматолог, выявляя у пациента множественный кариес, дистрофию тканей пародонта или патологию слизистой рта, должен направить пациента для проведения общего обследования и выявления причин. На практике возможно развитие трех сценариев: 

  • Стоматолог лечит только то, что видит;
  • Направляет пациента на обследование к терапевту и на этом все завершается;
  • Стоматолог вместе с терапевтом проводят необходимое обследование и лечение пациента.

Удобная программа для управления стоматологией Дента

Второй сценарий приходится наблюдать достаточно часто. При этом моя работа с детьми накладывает большую ответственность на врача, как человека, заботящегося о будущем здоровье нации, и я уже на протяжении десяти лет внедряю практику междисциплинарной медицины и взаимодействия детских стоматологов и педиатра. 

Пример реализации междисциплинарного подхода в медицине

Расскажу, как именно может реализоваться междисциплинарный подход в медицине. 

Этап 1. Выявление симптомов

Кариес (или кариесоподобное разрушение эмали) может быть одним из признаков дисплазии соединительной ткани (ДСТ). Это конституциональная патология, обусловленная врожденным снижением содержания или нарушения соотношения отдельных видов коллагена в тканевой структуре. 

Синдромы ДСТ достаточно многообразны в проявлениях. В случаях, когда речь идет о дифференцированных синдромах (Марфана, Эллерса, Альпорта и др.) стоматологическое лечение и наблюдение таких пациентов происходит в стационарах. На прием же детского стоматолога в клинику ежедневно приходят дети с многочисленными вариантами соединительнотканных аномалий полигенно-мультифакториальной природы и внешними фенотипическими признаками дисплазии соединительной ткани. Признаки ДСТ можно заметить вовремя, и далее провести обследование ребенка, подтвердив предположение о диагнозе. В результате назначение курса лечения по показаниям поможет оздоровить организм, избавив от развития серьезных заболеваний в будущем, а также улучшить состояние органов и тканей полости рта.

Какие симптомы ДСТ, помимо множественного кариеса, может увидеть у ребенка стоматолог: короткую уздечку языка и/или верхней губы; раздвоение кончика языка; диастему; готическое небо. При внимательном внешнем осмотре он может обратить внимание на: 

  • веснушки;
  • обилие родинок;
  • очаги гиперпигментации;
  • большие родимые пятна с оволосением;
  • рыжий цвет волос;
  • повышено ломкие, слоящиеся, с белыми пятнами или полосками ногти. 

Ребенок может страдать близорукостью и носить очки. Заметив эти признаки, стоматолог приглашает в кабинет врача-педиатра клиники или направляет ребенка с родителем к нему на прием. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Установление локализации и степени выраженности повреждения той или иной системы – задача врача-педиатра. Как это реализуется при междисциплинарном подходе в медицине? Врач-педиатр должен осмотреть ребенка полностью и собрать анамнез жизни и заболеваний. При осмотре также могут быть выявлены: 

  • нарушение осанки;
  • сколиоз;
  • плоскостопие;
  • гипермобильность суставов;
  • характерные для ног превышение длины II пальца стопы над длиной I;
  • отклонение большого пальца стопы кнаружи (halgus valgus);
  • сандалевидная щель; нахождение пальцев стопы друг на друга. 

Но это – видимая патология, которая может стать своеобразным маркером патологий «невидимых». Так, например, особое место в структуре висцеральных форм ДСТ принадлежит аномалиям сердца и крупных сосудов, телеангиэктазиям и гемангиомам, несостоятельности сфинктеров пищеварительной системы, аномалиям размеров и формы желчного пузыря. То есть у пациентов с набором внешних признаков ДСТ на ранних стадиях может быть диагностировано, например, такое грозное состояние, как аневризма аорты, также являющееся одним из симптомов ДСТ. Своевременное назначение медикаментозной и немедикаменозной коррекции недифференцированных синдромов дисплазии соединительной ткани служит, в том числе, и профилактике летального исхода от ее разрыва. Все это можно осуществить при грамотном подходе к оценке причин стоматологического состояния ребенка детским врачом-стоматологом и взаимодействии в работе с врачом-педиатром. 

Список стигм дисэмбриогенеза и более крупных признаков ДСТ может быть продолжен, но если у пациента обнаруживается от 4 до 6 любых из перечисленных черт, можно думать о принадлежности его к группе пациентов, у которых произошла мутация генов, кодирующих синтез коллагена и ответственных за формирование коллаген-модифицирующих ферментов.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Этап 2. Подтверждение гипотезы

Следующий шаг в реализации междисциплинарного взаимодействия врачей – подтверждение гипотезы. Ребенок направляется на дополнительное обследование. Это также функция врача-педиатра. Родители могут проходить обследование в поликлинике по месту жительства; пользоваться услугами участкового педиатра, но педиатр, работающий в клинике, играет роль медиатора, который помогает родителю правильно провести обследование ребенка. Он отвечает на все возникающие в ходе этого вопросы и контролирует правильность выполнения рекомендаций.

ФАКТ

В течение долгих лет работы мы столкнулись с проблемой взаимодействия двух врачей: участковые врачи не видят связь между стоматологическим состоянием ребенка и его общесоматическим здоровьем. При направлении к ним ребенка они могут пренебречь профессиональной этикой и полностью обесценить рекомендации коллег, тем самым заронив зерно сомнения в душу родителей, многим из которых проще отрицать проблему, чем познакомиться с ней и предпринять попытки к ее устранению. Поэтому задачей педиатра клиники является и знакомство с участковым педиатром, наблюдающим такого ребенка, для установления профессионального контакта и разделения с ним ответственности за здоровье пациента.

Осознание детским стоматологом, что разрушенные зубы у ребенка не просто результат плохой гигиены рта и любви к сладкому, а один из симптомов общего синдрома помогает добиваться лучших результатов стоматологического лечения на фоне коррекции соматического состояния пациента. 

Медикаментозная терапия при этом направлена на стимуляцию коллагенообразования, коррекцию нарушения синтеза и катаболизма гликозаминогликанов, уровня свободных аминокислот крови, стабилизацию минерального обмена и улучшение биоэнергетических процессов. 

Немедикаментозная терапия состоит во включении в рацион продуктов, богатых белками, незаменимыми аминокислотами и микроэлементами, особенно магнием и аскорбиновой кислотой. 

Алгоритм междисциплинарного подхода в медицине

Алгоритм междисциплинарного подхода в медицине и работе детской стоматологической клиники состоит из: 

  1. Обучения врачей-стоматологов системному взгляду на проявления стоматологической патологии
  2. Обучение врача-специалиста (в данном случае педиатра) стоматологическим симптомам проявления системной патологии
  3. Включения в должностные инструкции и технологические карты стоматолога и врача-специалиста обязанностей и действий, реализующих междисциплинарный подход в диагностике и лечении.
  4. Составление протокола взаимодействия (порядка записи; правил получения ИДС пациентов; порядка проведения консультации разными специалистами; оформление документации и т.д.) персонала клиники при осуществлении междисциплинарного подхода в работе.
  5. Контроль результатов лечения пациентов, нуждающихся в междисциплинарном подходе на основании динамики результатов лабораторных исследований и отдаленных результатов стоматологического лечения.
  6. Диспансерное наблюдение пациента специалистом; выполнение программы профилактики стоматологом и гигиенистом. Ежегодное составление этапного эпикриза. 

Ключевую роль в выполнении этой работы играет автор концепции работы клиники – ее идеолог. Именно он продумывает и составляет инструкции и протоколы, формализующие работу персонала. Именно он проводит и организовывает обучение специалистов, отбирая подходящую для реализации цели информацию и ее трансляторов. Помогать ему в технических вопросах должны линейные руководители – заведующие отделениями и/или сами врачи-специалисты.

Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте доступны после регистрации.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или вы можете войти через соц. сеть
Присоединиться
Скачивание файлов доступно только после регистрации

Чтобы защитить авторские права, все файлы доступны после регистрации.

Предлагаем вам зарегистрироваться это займет всего полторы минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.