Госпрограмма развития здравоохранения

  • 11 марта 2019
  • 22
Помощник депутата Государственной Думы РФ, Москва
Помощник депутата Государственной Думы РФ, Москва

35 триллионов рублей — именно столько российское руководство намерено потратить до 2025 года на развитие здравоохранения. Все траты, все ответственные лица, а также индикаторы и сроки указаны в отдельном документе: «Государственная программа развития здравоохранения». Это уже третья редакция госпрограммы и, надо полагать, далеко не последняя. Рассказываем о программе, разбираемся из каких частей состоит госпрограмма развития здравоохранения РФ и чего она помогла достичь.

История государственной программы здравоохранения

Первую госпрограмму по здравоохранению Правительство России утвердило в конце 2012 года. По сути, это была своего рода реформа. Просто сформулировали более деликатно. Ведь от слова «реформа» многих в России еще со времен 90-х начинало «передергивать». 

Госпрограмма носила не декларативный характер. Она стала документом, чьи положения были прописаны в бюджете России. Иными словами, документ отвечал не только на вопрос: «Что нужно сделать», но и закладывал на решение этих задач конкретные бюджетные средства на текущий год и несколько плановых. Разработчиком документа выступил Минздрав.

Посмотреть и скачать текст Постановления вы можете ниже. Скачивание доступно зарегистрированным пользователям.

Постановление от 26.12.2017 года № 1640Применяйте в работе вашей клиники

Изначально в госпрограмме обозначили три главных приоритета: профилактика   заболеваний, формирование здорового образа жизни и ранняя диагностика

Программа стартовала 1 января 2013 года. Первый шаг – введение единых требований к организации качественной медицинской помощи.

В 2014 году Правительство приняло новую редакцию госпрограммы по здравоохранения, где были скорректированы задачи и объем финансирования. В частности, появилась задача повышения удовлетворенности населения государственными медуслугами, расширения к ним доступа, обеспечение полного комплектования отрасли квалифицированными кадрами.

Провал госпрограммы развития здравоохранения

Тем не менее, совсем скоро стало понятно, что госпрограмма ведет здравоохранение «куда-то не туда». 

Счетная Палата в специально докладе сообщала в 2015 году: «Предусмотренная реформой «оптимизация» уже в 2014 году привела к сокращению медицинского персонала на 90 тыс. человек, что при росте числа потребителей услуг на 152,7 тыс. человек ухудшило качество оказываемой медицинской помощи и значительному (на 24%) росту объёма платных услуг». 

Особенно пострадала сельская местность и малые города. Общее сокращение больничных коек достигло почти 34 тысяч. Это привело к росту смертности до 3,7%.

Социология также начала фиксировать в обществе острое недовольство сферой здравоохранения. Если в январе 2015 года только 5% жителей считали эту сферу проблемной, то по результатам исследования ВЦИОМ, в начале 2017 года здравоохранение стояло на 5 месте (15%) в списке самых серьезных проблем, а еще через год – эта проблема вышла в лидеры. 30% населения полагало, что здравоохранение – главная проблема в России. 

При этом отчет Минздрава рапортовал о серьезных достижениях и даже об опережении графика. Так, материнская смертность снизилась с 47,7 на 100 тыс. родившихся в 1990 году до 7,3 за 12 мес. 2017 года. При этом по планам, к 2020 году этот показатель должен был достичь 15,5. 

Также и с младенческой смертностью. В 2017 году она составила 5,5 случаев на 100 тысяч. Целевой показатель на 2020 год был равен 6,4. По заболеваниям: смертность от болезней системы кровообращения снизился на 4,8 % и составил 584,7 на 100 тыс. населения. План на 2020 год составлял 622,4.

ФАКТ

«Провал» госпрограммы связан с попыткой «оптимизировать» процессы без учета местной специфики.

Например, фельдшерские пункты размещались в селах с определенным количеством жителей. В малых деревнях они закрывались, сокращались ставки сотрудников. Предполагалось, что жители оттуда будут ездить в соседние села. И если в центральной части России эти расстояния не столь значительны, то для Урала и Сибири, где деревни могут располагаться друг от друга на расстоянии десятков километров — это обстоятельство стало критичным.

Или закупалось современное оборудование, на котором просто некому было работать – дефицит кадров.

Государственная программа развитие здравоохранения до 2020 года

Во многом именно поэтому в декабре 2017 года развитие здравоохранение вышло на новый плановый горизонт. Правительство отменило госпрограмму по здравоохранению до 2020 года и разработало новую: на 2018-2025 годы.

Цель новой госпрограммы созвучна прежней: обеспечить доступность медицинской помощи, повысить эффективность медицинских услуг. Общий объем финансирования составит 35 трлн рублей. 

В новой программе сократилось количество направлений работы, осталось всего 9 подпрограмм. Среди наиболее приоритетных: совершенствование оказания медпомощи, включая профилактику заболеваний, внедрение и развитие новых методов диагностики, развитие медицинской реабилитации и так далее.

Изменились значения ключевых показателей. Например, пересмотрен показатель снижения смертности от болезней системы кровообращения. От 622,4 на 100 000 человек к 2020 году до 500 на 100 000 к 2025. Аналогично по онкологии: с 190 до 185 случаев на 100 тысяч человек.

Будущее госпрограммы государственной программы развития здравоохранения

В настоящее время «доводка» госпрограммы продолжается. Так, в декабре 2018 года Министерство здравоохранения выступило с предложением вновь изменить госпрограмму по развитию здравоохранения и кардинально изменить сам подход к реализации мероприятий в сфере охраны здоровья.

ВАЖНО

«Госпрограмма будет состоять из проектной части, включающей в себя национальный проект, и процессной части — текущие мероприятия по обеспечению финансирования оказания медицинской помощи», — отметили в Министерстве.

Что будет дальше? Не исключено, что госпрограмму развития здравоохранения будут ждать новые изменения. Возможно, не такие серьезные, как в 2017 году, но ревизия показателей и подпрограмм наверняка произойдет. 

Во многом это связано с новыми акцентами в этой сфере, которые в феврале этого года сделал Президент России в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию. В частности, поставлена задача обеспечения доступности медицинской помощи во всех населенных пунктах. Для этого за полтора года потребуется построить 1590 врачебных амбулаторий и ФАПов. 

К 2021 году необходимо перевести все детские поликлиники на систему «Бережливая поликлиника» — это новый стандарт предоставления медицинских услуг.

Ускорить внедрение информационных технологий, усилить работу с кадрами в связи с расширением программы «Земский доктор», а также отдельный акцент сделан на борьбе с онкологией. На это направление будет направлен триллион рублей.

Внимание онкологии уделяется из-за медленного достижения целевых показателей. Так, в отчете за 2017 год указано, что смертность от онкологии   снижается на 2% ежегодно. Этого явно недостаточно. 

Также стоит отметить рост внимания к профилактике заболеваний среди трудоспособного населения. Например, в прошлом году был принят закон, который предоставляет сотрудникам отдельный выходной для того, чтобы обойти всех врачей. Поэтому вероятность корректировки нынешней госпрограммы развития здравоохранения остается высокой.

Рекомендации по теме
Мы в соцсетях
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте доступны после регистрации.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

Войти на сайт
Присоединиться или войти через соцсети
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.