text

Модели отношения врач-пациент. Сложности взаимопонимания

  • 1 декабря 2017
  • 2048
https://ru.freepik.com
https://ru.freepik.com

Коммуникация с пациентом, как правило, вызывает ряд определенных сложностей. Именно от врача зависит, насколько успешным будет первичный контакт, а значит, и само лечение. Существует ряд негласных правил и рекомендаций, как сделать прием комфортным и благополучным для обеих сторон. Разберемся, какие модели врач-пациент существуют и в чем их особенности.

Модели отношений врач-пациент

В науке (по классификации Роберта Вича) принято выделять четыре модели отношений врач-пациент.

Техническая модель. В данной модели пациент не рассматривается как личность, лечение становится технической процедурой. Главная задача врача – устранить неполадки и вернуть человека к действию.

Сакральная модель. Данную модель можно обозначить как взаимоотношения родителя и ребенка. Врач опекун сопереживает и морально поддерживает пациента, его задача – помочь и не навредить.

Коллегиальная модель. Пациент занимает активную позицию, является помощником и союзником врача. У них общая цель – преодолеть болезнь. В этой модели отношения врач согласует все решения с пациентом, не скрывая деталей болезни.

Контрактная модель. Пациент и врач несут равную ответственность за лечение, выступая в тандеме. Ведущим является врач, он назначает лечение, обосновывая свой выбор, пациент – рассказывает о процессе лечения, соблюдая рекомендации.

Образ врача – установка из детства

Одним из главных критериев удачного приема и дальнейшего лечения является расположение пациента к врачу. Однако часто случается так, что пациент приходит на прием заранее настроившись на то, что врач ему не поможет или даже ухудшит его состояние. В его сознании уже выработаны общие правила общения врача с пациентом, которым он, не осознавая, следует. Важно понимать, что корни такого поведения уходят в детство: у ребенка формируется стереотип врача, который должен обладать набором определенных качеств, чаще всего отрицательных. Задача врача – изменить отношение пациента, установить контакт.

Существует и другой вариант. Пациент наделяет врача качествами волшебника, не просто ждет, а требует от него помощи. Такое отношение является более благоприятным, однако нужно объяснить пациенту, что исход лечения зависит от него самого, его дисциплинированности и готовности следовать рекомендациям.

Каждый врач – психолог, нужно уметь понимать пациента, делать выбор – соответствовать или нет его представлениям.

Возможно, вам будет интересно

Общие правила общения с пациентом

Разберем несколько общих правил, касающихся общения врача с пациентом. Первичный прием – основной и самый сложный этап в становлении таких отношений. Во время первого приема врач помогает пациенту открыться, рассказать о том, что его беспокоит. Доктор должен показать заинтересованность, посылая невербальные сигналы, уточняя и поощряя поведение пациента. Данный эффект называется «психической вентиляцией» или освобождением. Коммуникативные навыки врача, умение проникнуться станут важными факторами при создании комфорта и взаимопонимания. По возможности не обрывайте рассказа, но не забывайте, что время приема ограничено.

Среди общих правил общения с пациентом упомянем также невербальные сигналы – они являются отличным способом расположить к себе пациента. Однако нужно быть осторожным, не стоит перегибать палку. Не нарушайте личного пространства пациента, не приближайтесь слишком близко, избегайте дружеских жестов, таких как похлопывание по плечу или рукопожатие. Вашим основным орудием должен стать зрительный контакт. Именно с помощью взгляда вы даете пациенту понять, что вы сопереживаете и хотите помочь.

Грамотно формулируйте вопросы, но не навязывайте пациенту свое мнение. Используйте разные виды вопросов. Например, вопросы открытого типа: «Расскажите, что Вас беспокоит?»; уточняющие «Как часто Вы испытываете неприятные ощущения?». Вопросы активного внушения «Вы испытываете боли после занятий спортом?»; пассивного-внушения «Вас беспокоит боли подобного типа?».

Реакция пациента будет меняться в зависимости от вопросов, он будет вспоминать и дополнять свой рассказ, что поможет при постановке диагноза и назначении правильного лечения.

Мы в соцсетях
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.