-
-
-

Налоговый кодекс РФ. Часть первая

Редакция утратила силу 9 июня 2003
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах
2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах
5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу
6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения
8. Понятие налога и сбора
9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях
11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
13. Федеральные налоги и сборы
14. Региональные налоги и сборы
15. Местные налоги и сборы
16. Информация о налогах и сборах
17. Общие условия установления налогов и сборов
18. Специальные налоговые режимы
19. Налогоплательщики и плательщики сборов
20. Взаимозависимые лица
21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)
23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
24. Налоговые агенты
25. Сборщики налогов и (или) сборов
26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
27. Законный представитель налогоплательщика
28. Действия (бездействие) законных представителей организации
29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
30. Налоговые органы в Российской Федерации
31. Права налоговых органов
32. Обязанности налоговых органов
33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
34.1. Полномочия органов государственных внебюджетных фондов
35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, а также их должностных лиц
36. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
37. Ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц
38. Объект налогообложения
39. Реализация товаров, работ или услуг
40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
41. Принципы определения доходов
42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации
43. Дивиденды и проценты
44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора
45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора
46. Взыскание налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках
47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации
48. Взыскание налога, сбора или пеней за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или налогового агента - физического лица
49. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
50. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица
51. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
52. Порядок исчисления налога
53. Налоговая база и налоговая ставка
54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
55. Налоговый период
56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
57. Сроки уплаты налогов и сборов
58. Порядок уплаты налогов и сборов
59. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам
60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов
61. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени
62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога
63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора
64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
65. Порядок и условия предоставления налогового кредита
66. Инвестиционный налоговый кредит
67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита
69. Требование об уплате налога и сбора
70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора
71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора
72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
73. Залог имущества
74. Поручительство
75. Пеня
76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя
77. Арест имущества
78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней
79. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пеней
80. Налоговая декларация
81. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию
82. Формы проведения налогового контроля
83. Учет налогоплательщиков
84. Порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика
85. Обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним
86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
86.1. Налоговый контроль за расходами физического лица
86.2. Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица
86.3. Проведение налогового контроля за расходами физического лица
87. Налоговые проверки
87.1. Налоговые проверки, проводимые таможенными органами
88. Камеральная налоговая проверка
89. Выездная налоговая проверка
90. Участие свидетеля
91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
92. Осмотр
93. Истребование документов
94. Выемка документов и предметов
95. Экспертиза
96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
97. Участие переводчика
98. Участие понятых
99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
100. Оформление результатов выездной налоговой проверки
101. Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки)
101.1. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами
102. Налоговая тайна
103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
104. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции
105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
106. Понятие налогового правонарушения
107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
113. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
114. Налоговые санкции
115. Давность взыскания налоговых санкций
116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
119. Непредставление налоговой декларации
120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
121. Нарушение правил составления налоговой декларации
122. Неуплата или неполная уплата сумм налога
123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение
125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
127. Отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа
128. Ответственность свидетеля
129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля
131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора
134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
135. Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени
135.1. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка
136. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней
137. Право на обжалование
138. Порядок обжалования
139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
140. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом
141. Последствия подачи жалобы
142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд
Номер документа: 146-ФЗ
Дата редакции: 30 декабря 2001
Дата принятия: 31 июля 1998
Вид документа: КОДЕКС
Вид документа: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Принявший орган: ГД РФ
Публикация: Ведомости Федерального Собрания РФ N 26, 11.09.98
Публикация: Российская газета, N 148-149, 06.08.98
Публикация: Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3824
Публикация: Экономика и жизнь N 30, июль 1999 года

Редакции

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

С изменениями на 30 декабря 2001 года

Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 51-ФЗ (Российская газета, № 62, 02.04.99);
Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ (Российская газета, № 135, 15.07.99, № 137, 17.07.99) (вступил в силу с 17 августа 1999 года за исключением положений, для которых статьей 2 установлены иные сроки введения в действие);
Федеральным законом от 2 января 2000 года № 13-ФЗ (Российская газета, № 4, 06.01.00);
Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ (Российская газета, № 153-154, 10.08.2000) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 марта 2001 года № 33-ФЗ (Российская газета, № 60, 27.03.2001));
Федеральным законом от 28 декабря 2001 года № 180-ФЗ (Российская газета, № 255, 30.12.2001);    
Федеральным законом от 29 декабря 2001 года № 190-ФЗ (Российская газета, № 255, 30.12.2001);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ (Российская газета, № 256, 31.12.2001).

    

В документе также учтено:

определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года № 257-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 января 2002 года № 4-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2002 года № 108-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 116-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 202-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2002 года № 188-О;
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 года № 319-О.

Принят
Государственной Думой
16 июля 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ
И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и
сборах, законодательство субъектов Российской
Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые
акты представительных органов местного
самоуправления о налогах и сборах

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (пункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию):1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);5) формы и методы налогового контроля (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);6) ответственность за совершение налоговых правонарушений (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах
и сборах

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (часть дополнена с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть дополнена с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Основные начала законодательства о
налогах и сборах

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (предложение третье пункта в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом.Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.  

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).  

Статья 4. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти,
исполнительных органов местного самоуправления и
органов государственных внебюджетных фондов
о налогах и сборах

Название статьи в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года
Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию

Текст статьи предыдущей редакции с 17 августа 1999 года считается пунктом 1 статьи настоящей редакции - Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ.

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).2. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (пункт дополнительно включен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ).

Пункт 2 настоящей статьи, рассматриваемый во взаимосвязи со статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, не препятствует обжалованию в судебном порядке актов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам - см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2002 года № 319-О.

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и
сборах во времени

1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.  Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).  4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, за исключением нормативных правовых актов об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, порядок вступления в силу которых определен статьей 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе(пункт дополнительно включен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ; дополнен с 10 января 2002 года Федеральным законом от 29 декабря 2001 года № 190-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах
и сборах настоящему Кодексу

1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);3) изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом (подпункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом (подпункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом (подпункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ).

Статья 6_1. Порядок исчисления сроков, установленных
законодательством о налогах и сборах

Статья дополнительно включена с 17 августа 1999 года
Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ

Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.     

Статья 7. Действие международных договоров по вопросам
налогообложения

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 9. Участники отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;  2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;  3) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (далее - налоговые органы) (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);4) Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения (далее - таможенные органы) (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее - сборщики налогов и сборов);6) Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее - финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию);7) органы государственных внебюджетных фондов (пункт дополнительно включен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ);8) Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения (далее - органы налоговой полиции) - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом (пункт дополнительно включен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ).

Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых
правонарушениях

1. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса.2. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.3. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт дополнен с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в
настоящем Кодексе

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.  2. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

Данное в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 настоящей статьи нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного регулятивного значения - как норма прямого действия - абзац четвертый пункта 2 настоящей статьи не имеет - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 116-О.    
О толковании абзаца четвертого пункта 2 настоящей статьи см. также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2002 года № 188-О.

физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;лица (лицо) - организации и (или) физические лица;бюджеты (бюджет) - федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);внебюджетные фонды - государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей;источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков;сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;место нахождения российской организации - место ее государственной регистрации;место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;место жительства физического лица - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает;обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.     (Пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию)

3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы (пункт в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).2. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.3. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).4. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.     
(Пункт в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию)

5. Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

1. К федеральным налогам и сборам относятся:1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;3) налог на прибыль (доход) организаций;4) налог на доходы от капитала;5) подоходный налог с физических лиц;6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;7) государственная пошлина;8) таможенная пошлина и таможенные сборы;9) налог на пользование недрами;10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;13) лесной налог;14) водный налог;15) экологический налог;16) федеральные лицензионные сборы.

Статья 14. Региональные налоги и сборы

1. К региональным налогам и сборам относятся:1) налог на имущество организаций;2) налог на недвижимость;3) дорожный налог;4) транспортный налог;5) налог с продаж;6) налог на игорный бизнес;7) региональные лицензионные сборы.2. При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Статья 15. Местные налоги и сборы

К местным налогам и сборам относятся:1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц;3) налог на рекламу;4) налог на наследование или дарение;5) местные лицензионные сборы.

Статья 16. Информация о налогах и сборах

Название статьи в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года
Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами (часть в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (абзац в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию):объект налогообложения;налоговая база;налоговый период;налоговая ставка;порядок исчисления налога;порядок и сроки уплаты налога.2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).  3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пункт в редакции, введенной в действие с 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 18. Специальные налоговые режимы

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.     
(Статья в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ - см. предыдущую редакцию)

Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Глава 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ.
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Статья 19. Налогоплательщики и плательщики сборов  

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.