-
-
-

Налоговый кодекс РФ. Часть первая

Редакция действует с 23 апреля 2024
1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные...
2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления,...
5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
7. Международные договоры по вопросам налогообложения
8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
11.2. Личный кабинет налогоплательщика
11.3. Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет
12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, представительного органа...
13. Федеральные налоги и сборы
14. Региональные налоги
15. Местные налоги и сборы
16. Информация о налогах
17. Общие условия установления налогов и сборов
18. Специальные налоговые режимы
18.1. Страховые взносы
18.2. Общие условия установления страховых взносов
19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
20. Взаимозависимые лица
21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
24. Налоговые агенты
24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
24.2. Международные холдинговые компании
25. Сборщики налогов и (или) сборов
25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
25.9. Налогоплательщики - участники региональных инвестиционных проектов
25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
25.11. Порядок включения организации в реестр
25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами
25.14-1. Истребование у налогоплательщиков - контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний
25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
25.16. Налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов
25.17. Налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений
25.18. Общие вопросы применения налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений налоговых вычетов для соглашений о защите и поощрении капиталовложений
26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
27. Законный представитель налогоплательщика
28. Действия (бездействие) законных представителей организации
29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
30. Налоговые органы в Российской Федерации
31. Права налоговых органов
32. Обязанности налоговых органов
33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
34.1. Полномочия органов государственных внебюджетных фондов
34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов
35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц
36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
37. Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц
38. Объект налогообложения
39. Реализация товаров, работ или услуг
40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
41. Принципы определения доходов
42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации
43. Дивиденды и проценты
44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
45.1. Единый налоговый платеж физического лица
45.2. Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя. Особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
46. Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации,...
47. Взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя
48. Взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
49. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
51. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
52. Порядок исчисления налога, сбора, страховых взносов
53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов
55. Налоговый период
56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
57. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов
58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов
59. Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание
60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
61. Общие условия предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита
62. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового кредита
63. Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита
64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки
64.1. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации
65. Порядок и условия предоставления налогового кредита
66. Инвестиционный налоговый кредит
67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
69. Требование об уплате задолженности
70. Сроки направления требования об уплате задолженности
71. Последствия изменения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
73. Залог имущества
74. Поручительство
74.1. Банковская гарантия
75. Пеня
76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
77. Арест имущества
78. Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета
79. Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета
80. Налоговая декларация, расчеты
81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
82. Общие положения о налоговом контроле
83. Учет организаций и физических лиц
84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
86.1. Налоговый контроль за расходами физического лица (утратила силу)
86.2. Обязанность организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица (утратила силу)
86.3. Проведение налогового контроля за расходами физического лица (утратила силу)
86.4. Обязанности органов, учреждений, организаций представлять в налоговые органы сведения, связанные с осуществлением налогового контроля
87. Налоговые проверки
87.1. Налоговые проверки, проводимые таможенными органами (утратила силу)
88. Камеральная налоговая проверка
89. Выездная налоговая проверка
89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта
90. Участие свидетеля
91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (налогового мониторинга)
92. Осмотр
93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
94. Выемка документов и предметов
95. Экспертиза
96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
97. Участие переводчика
98. Участие понятых
99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
100. Оформление результатов налоговой проверки
100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
101.1. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами
101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в...
101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
102. Налоговая тайна
103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
103.1. Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа
104. Заявление о взыскании налоговой санкции
105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
105.1. Взаимозависимые лица
105.2. Порядок определения доли участия лица в организации
105.3. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
105.4. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
105.5. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
105.6. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности
105.9. Метод сопоставимых рыночных цен
105.10. Метод цены последующей реализации
105.11. Затратный метод
105.12. Метод сопоставимой рентабельности
105.13. Метод распределения прибыли
105.14. Контролируемые сделки
105.15. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
105.16. Уведомление о контролируемых сделках
105.16-1. Общие положения о документации по международным группам компаний
105.16-2. Представление уведомлений об участии в международной группе компаний
105.16-3. Общие положения о представлении страновых сведений
105.16-4. Глобальная документация
105.16-5. Национальная документация
105.16-6. Страновой отчет
105.16-7. Обязанность по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности международной группы компаний и финансовой отчетности участников международной группы компаний
105.17. Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
105.18. Симметричные корректировки
105.18-1. Корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения
105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
105.20. Стороны соглашения о ценообразовании
105.21. Срок действия соглашения о ценообразовании
105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании
105.23. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании
105.24. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании
105.25. Стабильность условий соглашения о ценообразовании
105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
105.28. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
105.29. Порядок проведения налогового мониторинга
105.30. Мотивированное мнение налогового органа
105.31. Взаимосогласительная процедура в рамках налогового мониторинга
106. Понятие налогового правонарушения
107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
114. Налоговые санкции
115. Срок давности взыскания штрафов
116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе
118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
121. Нарушение правил составления налоговой декларации
122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным...
123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение (утратила силу)
125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога либо в виде запрета на отчуждение (передачу в...
126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
126.2. Представление налоговым агентом и (или) негосударственным пенсионным фондом налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками инвестиционных налоговых вычетов и (или) налоговых вычетов...
126.3. Представление организациями (индивидуальными предпринимателями) налоговому органу недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке
127. Отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа
128. Ответственность свидетеля
129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между...
129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях,...
129.7. Непредставление (невключение) организацией финансового рынка информации либо представление ею неполной или недостоверной информации
129.7-1. Представление клиентом организации финансового рынка неполной или недостоверной информации, запрашиваемой организацией финансового рынка
129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
129.11. Непредставление документации в отношении международной группы компаний, документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), непредставление сведений (представление недостоверных сведений) из консолидированной...
129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром...
129.13. Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
129.14. Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями
129.15. Нарушение порядка и (или) сроков передачи информации
130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля
131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
132. Нарушение банком порядка открытия счета
133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа, пеней, штрафа
134. Неисполнение банком приостановления операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении суммы задолженности
135.1. Непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
135.3. Представление банком налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке
136. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней
137. Право на обжалование
138. Порядок обжалования
139. Порядок и сроки подачи жалобы
139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы
139.2. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)
139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
140. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)
141. Последствия подачи жалобы
142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд
142.1. Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
142.2. Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
142.3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
142.4. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
142.5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами
142.6. Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах
142.7. Общие положения
142.8. Порядок проведения взаимосогласительной процедуры
142.9. Представление документов, сведений и иной информации в связи с проведением взаимосогласительной процедуры
Номер документа: 146-ФЗ
Дата редакции: 23 марта 2024
Дата принятия: 31 июля 1998
Вид документа: КОДЕКС
Вид документа: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Принявший орган: ГД РФ
Публикация: Ведомости Федерального Собрания РФ N 26, 11.09.98
Публикация: Российская газета, N 148-149, 06.08.98
Публикация: Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.98, ст.3824
Публикация: Экономика и жизнь N 30, июль 1999 года

В настоящий документ вносятся изменения на основании: Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ (в части изменений, вступающих в силу с 1 января 2025 года);

Федерального закона от 19.12.2023 N 610-ФЗ с 1 января 2025 года.

Редакции

Страница 27

13. Правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых (включая сделки, стороной которых является иностранная структура без образования юридического лица), что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Положения статьи 105.3 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ) применяются в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2015 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора, - см. пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 8 июня 2015 года № 150-ФЗ.

Положения статьи 105.3 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации - см. часть 7 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ.

Статья 105.4. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен

1. При совершении налогоплательщиками сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус", нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. В случае установления минимальной предельной цены такая цена не учитывается при определении рыночной цены, если минимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса без учета указанной минимальной предельной цены, превышает эту минимальную предельную цену. В противном случае интервалом рыночных цен признается интервал, минимальное значение которого равно этой минимальной предельной цене, а максимальное значение принимается равным его максимальному значению, определенному в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.В случае установления максимальной предельной цены такая цена не учитывается при определении рыночной цены, если эта максимальная предельная цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса без учета указанной максимальной предельной цены. В противном случае интервалом рыночных цен признается интервал, максимальное значение которого равно этой максимальной предельной цене, а минимальное значение принимается равным его минимальному значению, определенному в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. В случае установления одновременно минимальной и максимальной предельных цен такие цены не учитываются при определении рыночной цены, если минимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса без учета указанных минимальной и максимальной предельных цен, превышает эту минимальную предельную цену и установленная максимальная предельная цена превышает максимальное значение этого интервала рыночных цен. В противном случае соответственно минимальное и (или) максимальное значения интервала рыночных цен корректируются в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

4. Если для сделки установлены минимальные и (или) максимальные надбавки к ценам или скидки с цен либо установлены иные ограничения на размеры рентабельности или прибыли, то интервалы рыночных цен (интервалы рентабельности), определенные в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса, подлежат корректировке в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 105.5. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ

1. Для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 настоящего Кодекса, производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок (далее в настоящем Кодексе - анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (далее в настоящем Кодексе - сопоставляемые сделки).

2. В целях настоящего Кодекса сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

3. Если коммерческие и (или) финансовые условия сопоставляемых сделок отличаются от коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки, такие сделки могут быть признаны сопоставимыми с анализируемой сделкой, если различия между указанными условиями анализируемой и сопоставляемых сделок не оказывают существенного влияния на их результаты или если такие различия могут быть учтены с помощью применения для целей налогообложения соответствующих корректировок к условиям и (или) результатам сопоставляемых сделок или анализируемой сделки.

4. При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится анализ следующих характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми:

1) характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки;

2) характеристик функций, выполняемых сторонами сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки и прочие условия сделки (далее в настоящем Кодексе - функциональный анализ);

3) условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

4) характеристик экономических условий деятельности сторон сделки, включая характеристики соответствующих рынков товаров (работ, услуг), оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг);

5) характеристик рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

5. Определение сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки осуществляется с учетом следующих условий:

1) количества товаров, объема выполняемых работ (оказываемых услуг);

2) сроков исполнения обязательств по сделке;

3) условий платежей, применяемых в соответствующих сделках;

4) курса иностранной валюты, примененной в сделке, по отношению к рублю или другой валюте и его изменения;

5) иных условий распределения прав и обязанностей между сторонами сделки (на основании результатов функционального анализа).

6. Учет функций, исполняемых сторонами сделки, при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки осуществляется с учетом материальных и нематериальных активов, находящихся в распоряжении сторон сделки. При этом под активами в целях настоящей главы понимаются ресурсы (имущество, в том числе денежные средства, имущественные права, в том числе интеллектуальные права), которыми лицо владеет, пользуется или распоряжается в целях получения дохода. К основным функциям сторон сделки, которые учитываются при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки, в частности, относятся:

1) осуществление дизайна товаров и их технологической разработки;

2) осуществление производства товаров;

3) осуществление сборки товаров или их компонентов;

4) осуществление монтажа и (или) установки оборудования;

5) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

6) приобретение товарно-материальных ценностей;

7) осуществление оптовой или розничной торговли товарами;

8) осуществление функций по ремонту, гарантийному обслуживанию;

9) продвижение на новые рынки товаров (работ, услуг), маркетинг, реклама;

10) хранение товаров;

11) транспортировка товаров;

12) страхование;

13) оказание консультаций, информационное обслуживание;

14) ведение бухгалтерского учета;

15) юридическое обслуживание;

16) предоставление труда работников (персонала);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 116-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

17) выполнение агентских функций, посредничество;

18) финансирование, осуществление финансовых операций;

19) осуществление контроля качества;

20) осуществление стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объема продаж, ассортимента товаров (предлагаемых работ, услуг), их потребительских свойств, а также осуществление оперативного управления;

21) обучение, повышение квалификации сотрудников;

22) организация сбыта и (или) производства товаров с привлечением других лиц, располагающих соответствующими мощностями;

23) разработка, совершенствование, поддержание в силе, защита и использование нематериальных активов, а также контроль за выполнением этих функций.
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ)

Положения подпункта 23 настоящего пункта (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2020 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора - см. часть 18 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ.

7. При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки также учитываются следующие риски, принимаемые каждой из сторон сделки при осуществлении своей деятельности и оказывающие влияние на условия сделки:

1) производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

2) риск изменения рыночных цен на приобретаемые материалы и выпускаемую продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, риск изменения прочих рыночных условий;

3) риск обесценения запасов, потерь товарами качества и иных потребительских свойств;

4) риски, связанные с утратой имущества, имущественных прав;

5) риски изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю или другой валюте, процентных ставок, кредитные риски;

6) риск, связанный с безрезультатностью осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

7) инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных при осуществлении инвестиций, включая выбор объектов для инвестиций;

8) риск нанесения ущерба окружающей среде;

9) предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию реализации товаров (работ, услуг);

10) риск невостребованности товара (риск по запасам, складской риск);

11) риск потери деловой репутации вследствие утраты товарами качества и иных потребительских свойств по причинам, не зависящим от сторон сделки;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ)

12) риск, связанный с разработкой, совершенствованием, поддержанием в силе, защитой и использованием нематериальных активов.
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ)

Положения подпункта 12 настоящего пункта (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2020 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора - см. часть 18 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ.

8. При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки учитываются характеристики рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки. При этом различия в характеристиках рынков товаров (работ, услуг), на которых совершаются сопоставляемые и анализируемая сделки, не должны оказывать существенного влияния на коммерческие и (или) финансовые условия совершаемых на них сделок либо влияние указанных различий возможно устранить путем осуществления соответствующих корректировок.Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.

9. При определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) учитываются следующие факторы:

1) географическое место расположения рынков и их величина;

2) наличие конкуренции на рынках и относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

3) наличие на рынке однородных товаров (работ, услуг);

4) предложение и спрос на рынке, а также покупательская способность потребителей;

5) уровень государственного вмешательства в рыночные процессы;

6) уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

7) иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

10. При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки учитываются коммерческие стратегии сторон сопоставляемых и анализируемой сделок, к которым, в частности, относятся стратегии, направленные на обновление и совершенствование выпускаемой продукции, выход на новые рынки сбыта продукции.

11. Если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

11.1. При определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки могут учитываться следующие особенности нематериальных активов, которыми владеют, пользуются или распоряжаются стороны сделок либо которые являются объектом их контроля: вид нематериального актива, исключительность нематериальных активов, наличие и срок правовой охраны, территория действия прав на использование нематериальных активов, срок службы, стадия жизненного цикла нематериальных активов (разработка, совершенствование, использование), права и функции сторон, связанные с увеличением стоимости нематериальных активов в результате их совершенствования, а также возможность получения дохода от использования нематериальных активов.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2020 года Федеральным законом от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ)

Положения пункта 11.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2020 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора - см. часть 18 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ.

12. С учетом анализа условий сопоставляемых сделок в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи осуществление корректировок для обеспечения необходимой степени сопоставимости условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании следующих принципов:

1) доходы (прибыль, выручка) сторон сделки, не являющейся контролируемой, формируются с учетом используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков в сложившихся на рынке товаров (работ, услуг) экономических условиях и отражают функции, выполняемые каждой стороной сделки в соответствии с условиями договора и обычаями делового оборота;

2) осуществление дополнительных функций, использование активов, существенно влияющих на величину доходов (прибыли, выручки), принятие дополнительных коммерческих (экономических) рисков сторонами сделки в соответствии с рыночной (коммерческой) стратегией при прочих равных условиях сопровождается повышением ожидаемых доходов (прибыли, выручки) по такой сделке.

Статья 105.6. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:

1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;

2) таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации, опубликовываемую или представляемую по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела;

3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов публичной власти федеральной территории "Сириус" в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус" (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года № 199-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) данные информационно-ценовых агентств;

5) информацию о сделках, совершенных налогоплательщиком.

2. При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует следующую информацию:

1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе указанные сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах, а также на официальных сайтах российских и (или) иностранных организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

4) иную информацию, используемую в соответствии с главой 14.3 настоящего Кодекса.

3. В целях сопоставления для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не допускается использование информации, составляющей налоговую тайну, а также иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.Установленное настоящим пунктом ограничение не распространяется на сведения о налогоплательщике, в отношении которого проводится проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

4. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, используются исключительно общедоступные источники информации, а также сведения о налогоплательщике.

5. При сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 настоящего Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации, предусмотренные настоящей статьей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6. Для определения интервала рыночных цен допускается использование информации о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком и (или) его взаимозависимым лицом, с лицами, не признаваемыми взаимозависимыми.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Положения статьи 105.6 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации - см. часть 7 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ.

Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица      

Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица

1. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами), а также при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует в порядке, установленном настоящей главой, следующие методы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 марта 2021 года Федеральным законом от 17 февраля 2021 года № 6-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

2. Допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

2.1. При рассмотрении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства применение методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с учетом особенностей, установленных законодательством такого иностранного государства для аналогов указанных методов, при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, с результатами, полученными при применении указанных методов с учетом таких особенностей. При этом соответствующие результаты признаются сопоставимыми, если различия между указанными результатами отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 настоящего Кодекса.
(Пункт дополнительно включен с 17 марта 2021 года Федеральным законом от 17 февраля 2021 года № 6-ФЗ)

3. Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 105.10 настоящего Кодекса. Применение иных методов, указанных в подпунктах 2-5 пункта 1 настоящей статьи, допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене в порядке, установленном статьей 105.9 настоящего Кодекса, при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

4. При отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в подпунктах 2-5 пункта 1 настоящей статьи.

Если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

5. Методы, указанные в подпунктах 2-5 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться также при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) по группе однородных сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица.Однородными сделками для целей главы 14.2 настоящего Кодекса, настоящей главы и глав 14.4-14.6 настоящего Кодекса признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях.

6. При выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

7. В целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных в настоящем пункте источников информации о рыночных ценах в целях применения методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

8. Для целей применения методов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, должны быть приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с методами, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
При невозможности обеспечения сопоставимости данных бухгалтерской (финансовой) отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности.При этом под разовой сделкой в целях настоящей статьи понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе.

10. Методы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи, могут применяться без непосредственного расчета значений рыночных цен. При использовании указанных методов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сопоставляет финансовые показатели (результаты) анализируемой сделки (группы однородных анализируемых сделок) с интервалом рентабельности (рассчитанными на основе интервала рентабельности финансовыми показателями) по сопоставимым сделкам, на основании чего производит расчет суммы доходов (прибыли, выручки), которая была бы получена в случае, если бы сторонами данной сделки являлись лица, не признаваемые взаимозависимыми.

11. Судом могут быть учтены иные обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены, примененной в сделке, рыночной цене, без ограничений, предусмотренных главой 14.2 настоящего Кодекса и настоящей главой.

12. Налогоплательщики при заключении сделок не обязаны руководствоваться методами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, для обоснования своей политики в области ценообразования в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности

1. При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, предусмотренном статьями 105.10-105.13 настоящего Кодекса, следующие показатели рентабельности:

1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость;

2) валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг);

3) рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость;

4) рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг);

5) рентабельность коммерческих и управленческих расходов, определяемая как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг);

6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Показатели, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и иные финансовые показатели для целей настоящей главы определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Указанные финансовые показатели для иностранных организаций определяются на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством иностранных государств. При этом для целей обеспечения сопоставимости с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, проводится корректировка таких данных.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. При определении интервала рентабельности используются значения рентабельности, определяемые по результатам не менее четырех сопоставимых сделок, в том числе совершенных налогоплательщиком, при условии, что указанные сделки совершены с лицами, не являющимися взаимозависимыми с налогоплательщиком, либо на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее четырех сопоставимых организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
Выбор указанных организаций осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях относительно анализируемой сделки.При отсутствии в отрасли, к которой принадлежит лицо, являющееся стороной анализируемой сделки, организаций, не являющихся взаимозависимыми с указанным лицом, выбор организаций для проведения анализа осуществляется с учетом сопоставимости функций, осуществляемых этими организациями, принимаемых ими рисков и используемых активов.В отсутствие информации о четырех и более сопоставимых сделках либо в отсутствие информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности четырех и более сопоставимых организаций в целях определения интервала рентабельности может использоваться информация о меньшем количестве сопоставимых сделок (бухгалтерской (финансовой) отчетности меньшего количества организаций).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. В целях применения методов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 1 статьи 105.7 настоящего Кодекса, определяются минимальное, медианное и максимальное значения интервала рентабельности, которые рассчитываются в следующем порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) совокупность значений рентабельности, которые используются для определения интервала рентабельности, упорядочивается по возрастанию, образуя выборку, используемую для определения этого интервала. При этом каждому значению рентабельности, начиная с минимального, присваивается порядковый номер. В случае, если выборка содержит два и более одинаковых значения рентабельности, в выборку включаются все такие значения. При определении интервала рентабельности не учитывается рентабельность анализируемой сделки;

2) минимальное значение интервала рентабельности определяется в следующем порядке:если частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, является целым числом, то минимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке;если частное от деления на четыре числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, не является целым числом, то минимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу;

3) максимальное значение интервала рентабельности определяется в следующем порядке:если произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, является целым числом, то максимальным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке;если произведение 0,75 и числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, не является целым числом, то максимальным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу;

4) медианное значение интервала рентабельности определяется в следующем порядке:

если частное от деления на два числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, является целым числом, то медианным значением интервала рентабельности признается среднее арифметическое значения рентабельности, имеющего в выборке порядковый номер, равный этому целому числу, и значения рентабельности, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке;

если частное от деления на два числа значений рентабельности в выборке, образованной в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, не является целым числом, то медианным значением интервала рентабельности признается значение рентабельности, имеющее в выборке порядковый номер, равный целой части этого дробного числа, увеличенной на единицу.
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ)

5. Расчет рентабельности по результатам деятельности, осуществляемой в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности организации может производиться при одновременном соблюдении следующих условий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) если организация осуществляет сопоставимую деятельность и выполняет сопоставимые функции, связанные с этой деятельностью. Сопоставимость деятельности может определяться с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также международными и иными классификаторами;

2) если совокупная величина чистых активов организации не является отрицательной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31 декабря последнего года из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) если организация не имеет убытков от продаж по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем в одном году из нескольких лет, за которые рассчитывается рентабельность;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) если организация не участвует прямо и (или) косвенно в другой организации с долей такого участия более 25 процентов (за исключением случаев, когда доступны сведения о консолидированной финансовой отчетности организаций, которые используются для расчета интервала рентабельности) или не имеет в качестве участника (акционера) организацию с долей прямого участия более 25 процентов.

6. Если в результате применения указанных в пункте 5 настоящей статьи условий осталось менее четырех организаций, критерии доли участия, указанные в подпункте 4 пункта 5 настоящей статьи, могут быть повышены с 25 до 50 процентов.

7. При расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской (финансовой) отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
К указанной выше информации относится информация налогоплательщика о совершенных им сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.

8. В целях обеспечения сопоставимости при определении интервала рыночной рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых организаций могут проводиться корректировки показателей рентабельности в целях корректировки различий в показателях дебиторской и кредиторской задолженности, товарно-материальных запасов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика и организаций, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности которых используются для определения интервала рентабельности.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Положения статьи 105.8 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации - см. часть 7 статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ.

Статья 105.9. Метод сопоставимых рыночных цен

1. Метод сопоставимых рыночных цен является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен, определенным в порядке, предусмотренном пунктами 2-5 настоящей статьи.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. При наличии информации только об одной сопоставимой сделке, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), цена указанной сделки может быть признана одновременно минимальным, медианным и максимальным значением интервала рыночных цен только в случае, когда коммерческие и (или) финансовые условия указанной сделки полностью сопоставимы с коммерческими и (или) финансовыми условиями анализируемой сделки (либо с помощью соответствующих корректировок обеспечена полная сопоставимость таких условий), а также при условии, что продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой сделке не занимает доминирующего положения на рынке этих идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг). При этом оценка доминирующего положения осуществляется с учетом положений Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" или с учетом положений соответствующего законодательства иностранных государств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2024 года Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.